Джалиль Мухаметшин-Фарбер — исполнитель нью-йоркского джаза в Уфе. А еще он учитель Земфиры Рамазановой, известной на всю страну рокерши. Корреспонденту UFA1.RU Джалиль рассказал о характере звезды и о том, почему она не жалует родной город.
Прочили карьеру военного, а получили музыканта
Квартира знаменитого уфимского джазмена в доме на улице Ленина, прямо напротив Гостиного двора, поражает своей богемностью. На стенах сверху до низу развешены фотографии мировых звезд джаза. Среди них — и наши земляки — Юра Шевчук и Земфира Рамазанова. С одним Джалиль дружит, другую обучал игре на гитаре, композиции и аранжировке в Уфимском училище искусств.
С шести лет мама Джалиля Роза Фарбер, филолог по образованию, поэтесса и режиссер самодеятельного театра, отдала сына учиться игре на скрипке в музыкалку. Повезло Джалилю и с дядей — генералом армии, президентом Академии военных наук Махмутом Гареевым, которому сейчас 95 лет.
Музыкально одаренному сыну поэтессы прочили военную карьеру. Но вышел из него джазмен. В 10 лет мальчик изменил нежной скрипке и полюбил харизматичную гитару. В 99-й школе, где Джалиль учился, ребята создали свой ансамбль. Играли музыку Deep Purple, хард-рок, переигрывали каверы групп «Аракс» и «Земляне».
К поступлению в Уфимское училище искусств 14-летнего Джалиля готовил виолончелист Алексей Калачев, а по совместительству дядя мальчика. Повезло и с учителями — он попал в руки Марата Юлдыбаева из «Дустара» и Рината Шаймухаметова, который играл в группе «Аллегро» и который уехал в Америку, и стал знаменитым в мире джаза под именем Нат Харрис.
— Он сейчас блистает в Нью-Йорке, — рассказывает Джалиль. — А когда Нат Харрис приезжает в Уфу, мы с ним вместе играем концерты.
— Поэт и джаз-музыкант Анатолий Иващенко, Юрий Маркоров, которого уже нет в живых, сформировали меня как джазового музыканта, — продолжает свой рассказ Джалиль.
За два года Джалиль достиг такого высокого уровня, что когда в 16 лет играл свою музыкальную композицию на всесоюзном конкурсе, весь зал встал. После конкурса Мухаметшина-Фарбера перевели автоматом в музыкальное училище имени Гнесиных в Москву, а затем и в одноименную академию.
Во время учебы в Гнесинке на Всесоюзном джазовом фестивале в Таллине 17-летнего Джалиля признали лучшим гитаристом СССР. Пока жил в Москве, студент участвовал в самом первом выступлении Филиппа Киркорова в театре эстрады, ездил на гастроли с Игорем Крутым.
Личность мирового масштаба
В 19 лет Джалиль вернулся в Уфу и начал преподавать в училище искусств. Тогда к нему в группу и пришла маленькая девушка-подросток, больше похожая на пацана, чем на девочку. По имени Земфира, с типичной для Уфы фамилией Рамазанова.
— Земфира официально училась на вокальном отделении, у Илюсы Кашаповой, прекрасного педагога, — рассказывает джазмен. — Я преподавал джаз, аранжировку, ансамбль. Образование у Земфиры широкое: она изучала буквально все. Рано начала выступать: играла в ресторане «Жеспар» возле Уфимского почтамта. Она стоит особняком, отличается от всех российских исполнителей. Она — личность мирового масштаба, потому что в ее музыке есть серьезная, новаторская и оригинальная гармония. К тому же она еще и талантливая поэтесса…
Боевая и терпимая
По словам Джалиля, Земфиру из студенческой массы выделял боевой характер.
— И в то же время она была терпеливой и терпимой. Помню, когда я приходил на ее концерты и выступал, то всегда рвал струны на ее гитаре. И она никогда не сердилась, не ругалась, потому что понимала: это мой темперамент. Она всегда меня понимала. Когда я уезжал в Израиль, где прожил год, то подарил ей альбом известной американской джазовой исполнительницы. Конечно, на ее творчество оказал большое влияние американский джаз… Но Земфира умеет творчески перерабатывать все, что знает, и создавать свое, неповторимое. Она умеет играть на любом инструменте от пианино до барабана, не говоря уже о гитаре. К тому же по характеру она оказалась мощным лидером. Смогла не только пережить страшные 90-е и не сломаться, но и «выстрелить».
Многие учителя Джалиля стали мировыми звездами джаза, переехали жить в Америку. Например, Вячеслав Назаров — гениальный тромбонист, вокалист, аранжировщик.
— Все пути джазмена ведут в Нью-Йорк. И я тоже мечтаю побывать в Америке, поиграть в знаменитых джазовых клубах. Ну а пока играю в клубе «Крупа». Клуб существует чуть менее года, мы играем там по вечерам американский джаз. Здорово, что есть такая возможность. Ведь джаз — это музыка, которая позволяет человеку почувствовать себя абсолютно свободным. Джаз творит свободу.
Почему же Земфира так редко бывает в Уфе и не очень-то жалует родной город?
— Есть для этого причины. Говорят, что ее брату, который занимался в Уфе бизнесом, «помогли» утонуть конкуренты. Ну и потом у нее такие высокие гонорары, что Уфа не всегда потянет оплатить концерт мировой звезды. Она очень серьезно, фанатично относится к своему делу. Недавно из Лондона выписала целый джаз-банд. Музыканты из Англии работают еще фанатичней, чем она. Почему она так редко появляется на Центральном телевидении, тоже понятно, — там пускают в телевизор только «своих». Но все же перед гастролями в Канаду для приличия Земфире дали время для концерта на Первом канале. Да и бог с ним, с телевидением! Сейчас молодые музыканты ушли в интернет. И получают порой через YouTube гораздо большую популярность, чем через ТВ. Земфира тоже активна в соцсетях. Из них я знаю, что она заканчивает работу над новым альбомом и готовится к гастрольному туру.
Совсем недавно бывший клавишник Земфиры Рамазановой решил продать синтезатор, на котором были записаны четыре пластинки певицы, в том числе «14 недель тишины».
Если росли, дружили и учились вместе с известными уфимскими музыкантами, присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.