О двойном убийстве в маленькой башкирской деревне Шигайкулбаш стало известно несколько дней назад. По первоначальной информации, убийца зарубил топором двух местных жительниц и скрылся. Корреспондент UFA1.RU побывал на месте преступления, восстановил события того дня и выяснил, кто и зачем расправился с женщинами.
«В любой другой деревне такое могло бы произойти, но не здесь»
Шигайкулбаш находится в 33 километрах от райцентра — города Буздяк. Здесь всего одна улица — Центральная, кладбище, а вокруг — поля и леса. Население — всего 72 человека (по данным переписи 2010 года), об убийствах они раньше знали только по новостным сводкам. Доехать сюда непросто: уже несколько лет дорогу до Шигайкулбаша ремонтируют, а найти объездной путь с первого раза мало кому удается. Именно в этом пасторальном уголке земли 14 сентября жестоко убили двух женщин.
По словам Резеды Чанышевой, супруги главы Килимовского сельсовета, куда относится деревенька, местных жителей убийство шокировало.
— У нас такая деревня, все говорят — в любой другой такое могло бы произойти, но только не здесь, — говорит Резеда. — Тут достаточно состоятельные люди живут. У всех проведена вода, дома с удобствами, газ, дорога, мечеть — все у нас есть. Такая у нас дружная деревня, благополучная. Была.
Люди в деревне, как говорит Резеда, интеллигентные и трудолюбивые.
— Здесь все с высшим образованием, не поверите, таких даже нет, чтоб пьяные, чтоб болтались, — признается женщина. — У нас жили и учителя, и глава администрации сельсовета, и председатель колхоза.
Вторит ей и местная жительница Зиля:
— Мы двери не закрываем, тут почти все друг другу родственники, — рассказала она, — убитые, правда, не Чанышевы, но сколько уже они тут живут, тоже как родные стали.
«Нехороший он, необузданный»
Двух женщин — 71-летнюю Фариду и ее 35-летнюю дочь Ляйсан — насмерть зарубили топором. По версии следствия, убийцей мог быть 34-летний Рамиль Казыев — бывший муж Ляйсан. Пара развелась, когда женщина забеременела.
Зиля живет прямо напротив дома убитых. С обеими женщинами она дружила.
— До чего же хорошие люди были, безотказные, — сказала она. — У мужа моего аллергия на пчел, так они его с того света вытащили месяца два назад, у них лекарства были, она аллергик, мама-то, Фарида-апа. Учительницей работала, на пенсию вышла.
Про бывшего мужа Ляйсан соседка отзывается плохо.
— Из Салаватского района он, издалека. И разбегались, и ругались, о нем в деревне очень нехорошее мнение было, — поведала она. — Постоянно психовал, пил много, без выпивки ничего не делал. У нас в соседней деревне сваха работает, вот она вчера говорит: «Столько пива он перепил! Нехороший он, необузданный». И чего Ляйсан с ним не порвала?
А вот Резеда Чанышева признается — в деревне узнать чужака толком не успели.
— Его мы, конечно, мало знаем — он в гости приезжал и уезжал. Ну, он выпивал «как гость», — рассказала она. — Ляйсан сама непьющая, и мать ее непьющая. Он не пьянствовал, но выпивал иногда.
По словам супруги главы сельсовета, Рамиль был трудолюбивым, сам содержал жену.
— Он на Севере работал и сюда приезжал. К нему, в Салаватский район, они часто ездили, — рассказала Резеда. — Вот так и мотались туда-сюда. Потом она забеременела, и он сразу подал на развод. Потому что он не хотел, наверное, а ей уже было 35 лет, она очень ребенка хотела.
«Матери ухо отрубил, два раза топором ударил»
В день убийства первой заподозрила неладное другая соседка убитых — Зульфия. По словам женщины, в десятом часу вечера она услышала крики из дома Ляйсан и решила выяснить, что там происходит.
— Я подошла, постучала. Ни слова не говорили, дверь закрыта была, — сказала она, — потом я уже сказала: «Откройте, откройте, пожалуйста, Ляйсан, что случилось?» А там дыхание ее слышно, всхлипывание. Последний вздох был, наверное. Потом мужчина сказал: «Мы с Ляйсан разговариваем». А чей голос, я не смогла понять. Подошла к окну, где детская, три раза постучала. Ребенок плакал.
Дверь так и не открыли, и встревоженная Зульфия отправилась домой. В 21:30 из Уфы приехали Зиля и ее муж. Они остановились перед домом, чтобы достать из багажника вещи.
— Я вышла из машины, было уже темно. Смотрю, перед домом их кто-то стоит, — рассказала Зиля. — Я подумала, что это Фарида, позвала ее. Сказала: «Фарида-апа, это мы, вот так поздно приехали что-то сегодня». И вот этот голос я никогда не забуду — такой вот наигранно спокойный, незнакомый мужской голос. И он говорит: «А здесь нет Фариды-апа, она дома, занята».
Зиля так и не поняла, с кем разговаривала. Вместе с мужем они вошли к себе и стали топить баню. А после одиннадцати в деревню вдруг приехали полицейские. Они и обнаружили мертвые тела Ляйсан и ее пожилой матери. Зульфия подошла к дому и стала наблюдать за работой полицейских.
— Прямо вот так, на пороге, Ляйсан лежала, — махнула на дверь женщина, — внутрь я заходить не стала, только сказала, что там ребенок ее восьмимесячный. Потом уже они вышли с ним.
Как сообщили соседям полицейские, тело Фариды нашли на кухне возле плиты.
— Матери ухо отрубил, два раза топором ударил, второй раз по сонной артерии попал, — рассказала Фарида, — как объяснили — сзади был удар. Ребенка на ночь оставили в доме у главы сельсовета, утром отвезли в больницу уже.
«Раз отцу позвонил и признался, то, получается, это он?»
Вскоре жители узнали о нескольких странных обстоятельствах этого преступления.
— Как сказали полицейские, их вызвал отец Рамиля, — рассказала Зульфия. — Он позвонил ему, сказал, что убил человека. Отец — сразу в полицию, сотрудники по его звонку приехали.
По словам соседки, когда полицейские осмотрели территорию, за домом Ляйсан и Фариды обнаружили странную находку — веревку и закуску.
— Возможно, он за домом, в огороде, выжидал какое-то время, — рассказала она, — и оттуда позвонил отцу. Он, видимо, пьяный был.
Как выяснилось позже, Рамиль действительно приехал в Шигайкулбаш заранее. Об этом корреспонденту UFA1.RU рассказал глава Килимовского сельсовета Даниль Чанышев.
— Скрытно пришел, скрытно ушел. Известно, что в шестом часу он на остановке был, на такси приехал, — сообщил он, — и дальше никто ничего точно не знает.
По словам соседей, Ляйсан по вечерам ходила через огород доить корову. Зульфия считает, что там Рамиль мог устроить своей бывшей жене засаду.
— Это было подготовленное убийство, — сказала она, — Рамиля я, конечно, не видела, он убийца или нет — не могу сказать. Но раз отцу позвонил и признался, то, получается, это он?
— В тот день, кроме Зили, никто не видел его. Когда он уехал, зачем приехал? — говорит Резеда. — Он это был или кто-то другой? Много вопросов.
«Познакомились по интернету»
По словам соседки Зили, Ляйсан могла порвать отношения с первым мужем из-за Рамиля.
— Она познакомилась с ним по интернету, — рассказала она, — она же замужем была до этого за муллой из соседней деревни. Из-за Рамиля, наверное, и развелась.
Зиля сказала, что пара заключила союз, соблюдая все традиции и обычаи.
— Они все честь по чести сделали — с мамой съездили в Салаватский район, его родителей сюда приглашали, — поделилась соседка. — И они приезжали сюда, никах провели.
Резеда Чанышева рассказала, какое впечатление на нее произвела семья Рамиля.
— Родители его — нормальные, адекватные люди. Отец на Севере работает, мать — домохозяйка, но хозяйство у них большое, скотины много, — поведала она, — Ляйсан говорила, что у них крепкая семья.
По словам Чанышевой, Ляйсан до свадьбы тоже работала, а потом уволилась — настоял муж.
— Она сначала была продавщицей в Буздяке, а потом замуж вышла, и он ей запретил работать, очень ревнивый был, — сообщила женщина, — он ее содержал. Потом она сюда перебралась, с матерью она жила здесь.
После расторжения брака Ляйсан и Фарида рассчитывали только на себя.
— Они получали пособие как малоимущие — мать-пенсионерка, она неработающая, — рассказала Зульфия, — и своим хозяйством жили, денег от Рамиля Ляйсан не получала.
По ее словам, оставшаяся без мужа женщина подала на алименты.
— Это ему, может, и не понравилось, — поделилась своими предположениями Зульфия, — и еще на почве ревности, наверное.
Как утверждают местные, Рамиль уже объявлялся в деревне в начале сентября. Как объясняла Резеде Ляйсан, мужчина попытался извиниться.
— В первый раз после развода он появился на той неделе, золотое колечко привез, — рассказала Чанышева, — сказал, что хочет снова вместе жить. Она отказала.
Не исключено, говорят соседи, что именно тогда в голове Рамиля мог родиться план, как поквитаться с Ляйсан.
«Мать звонила, орала, что это не от ее сына ребенок»
16 сентября на похороны Ляйсан и ее мамы собралась все деревня, приехали друзья и знакомые из соседних сел.
— Мы вместе рожали в Уфе, ей кесарево делали. Я сама из другой деревни, — рассказала Гульнур, подруга Лйсан. — Мы по телефону общались, «ВКонтакте». Сейчас вот на похороны приехала.
По ее словам, Рамиль с Ляйсан прожили вместе не больше двух лет.
— Она только забеременела, получается, они уже развелись, оба уже разведенные до этого были, — рассказала Гульнур, — а ребенок долгожданный, так она хотела сильно. Со свекровью они не поладили: его мать звонила, орала, что это не от ее сына ребенок. Якобы она нагуляла. Они ругались, Ляйсан постоянно плакала.
Сейчас решается судьба восьмимесячного малыша. Ребенка хотят забрать родители Рамиля.
— Его родители положительные, на детей не надо грешить, — сказала Зульфия, — они воспитают его лучше, чем в детском доме. Мы все согласны, всей деревней согласны, что надо отдать ребенка его родителям.
По мнению Чанышевой, детдом — это худший вариант развития событий.
— Сейчас все судачат, конечно. Говорят, зачем отдавать этой семье? Но они нормальные люди, — считает она, — они, молодежь, жизни не знают. Пусть лучше бабушка с дедушкой воспитывают, какой детдом? Туда попадет — уже все.
«Он же пришлый, не местный»
Когда корреспондент UFA1.RU приехал в Шигайкулбаш, почти все женщины в деревне собрались в доме погибших Ляйсан и Фариды. Они приводили жилище в порядок, отмывали следы крови с мебели и дверных косяков. В это время мужчины находились на кладбище, помогали раскапывать могилу.
— Я сейчас боюсь, его не задержали еще, — поделилась опасениями Зульфия, — может, на Север укатил. Где его сейчас искать?
— Страшно, конечно, — говорит соседка Зиля. — И как такое у нас могло случиться, тут все друг друга знают, все дружат! Хотя он же пришлый, не местный.
Зилю передергивает от воспоминаний о том страшном дне, когда две ее соседки были жестоко убиты.
— Получается ведь, что убийцу последними видели мы с мужем, — сказала она, — и он уже в это время все… и ждал такси, видимо.
Сейчас полиция продолжает поиски Рамиля Катыева. 16 сентября в соцсетях появилась ориентировка на него. По информации источника UFA1.RU в правоохранительных органах, настоящая.
— На вид Рамилю 30–35 лет, рост 168–170 сантиметров, среднего телосложения, волосы короткие. Глаза карие, уши прилегающие, злоупотребляет алкоголем, — говорится в документе. — Был одет в черную куртку и ботинки, свитер и синие брюки.
UFA1.RU следит за развитием событий.
Если вы знаете подробности этой истории, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987–101–84–78.