ћинэкономразвити€ –‘ подготовило поправки ко второму чтению законопроекта «ќ потребительском кредитовании», которые значительно ужесточают подход к регулированию этого сегмента де€тельности банков, закрепленный √осдумой в первом чтении 23 апрел€, пишет « оммерсант». ѕоправки предлагают санкции за нарушение прав граждан – банковских заемщиков: от штрафов до административного приостановлени€ де€тельности. Ќаказывать банки предлагаетс€ за нарушени€ правил работы с населением по просроченным кредитам. ѕредполагаетс€, что должностные лица банков либо коллекторов (если работа с просрочкой отдана банком на аутсорсинг) заплат€т от п€ти до 10 тыс€ч рублей, руководители – от 10 до 20 тыс€ч рублей, юридические лица – до 100 тыс€ч рублей. ≈сли штрафы не измен€т поведение взыскателей, им грозит административное приостановление де€тельности на срок до 90 суток.

ƒействующа€ редакци€  ојѕ –‘ предусматривает приостановление де€тельности только при угрозе жизни и здоровь€ людей, опасности возникновени€ эпидемий, техногенных катастроф или вреда окружающей среде. ћинэкономразвити€ предлагает аналогичное наказание за излишнюю настойчивость в истребовании долга по кредиту с заемщика, например за телефонные звонки. ѕо мнению авторов поправок, заемщик-неплательщик может потребовать прекратить «непосредственное взаимодействие» с ним – личные встречи или телефонные переговоры. ¬ такой ситуации взыскателю останетс€ общатьс€ с ним по почте и посредством —ћ—. ѕричем не чаще чем два раза в сутки – и строго в дневное врем€.

ƒл€ Ѕашкирии проблема нав€зчивости со стороны взыскателей долгов также достаточно актуальна. ѕо словам директора офиса финансового омбудсмена в Ѕашкирии ¬алери€ Ўарипова, к нему поступает очень много обращений, св€занных с некорректным поведением лиц, которые представл€ютс€ коллекторами. ««ачастую коллекторы представл€ютс€ сотрудниками службы безопасности банков, и люди думают, что они общаютс€ с сотрудниками банка, в таком случае приходитс€ им объ€сн€ть, что банки здесь ни причем, – говорит он. – „аще всего жалобы касаютс€ поздних звонков, угроз со стороны коллекторов, а также того, что люди попросту не представл€ютс€». ќн также обращает внимание на то, что де€тельность коллекторов сегодн€ находитс€ за гранью правового пол€ и зачастую коллекторы не имеют четко выраженных правовых профессиональных требований к своим работникам.

 акие же методы взыскани€ долгов сегодн€ используютс€ коллекторами и где грань разумной настойчивости? «Ќа сегодн€шний день, действительно, нет специального закона, который бы определ€л границы дозволенности в нашей работе, – говорит управл€ющий партнер ќќќ « оллекторское агентство Ѕашкортостана «ё—Ѕ –  оллектор» јйдар ћуллануров. – ќднако, на мой взгл€д, это не означает вседозволенность и безнаказанность. —егодн€ правила работы коллекторов определ€ютс€ внутренними актами коллекторских агентств, а также рекомендаци€ми и стандартами профессиональных объединений. ¬ этих документах прописаны четкие правила нашей работы: что именно вправе говорить сотрудник, кому он может звонить, в какое врем€, какие фразы запрещено категорически использовать. ћы не имеем права представл€тьс€ сотрудниками банков и государственных органов. Ќе могу гарантировать, что все агентства соблюдают эти правила, но в интересах коллекторов не вызывать агрессию должника, поэтому большинство участников рынка разумно к этому относ€тс€ и не нарушают законов».

ѕо его словам, поправки, которые предлагает ћинэкономразвити€, и нормы, обсуждаемые при подготовке закона о коллекторской де€тельности, очень давно ожидаютс€ добросовестными участниками рынка. «ѕрин€тие закона никоим образом не св€жет нам руки, поскольку мы и сейчас не звоним в ночное врем€, не общаемс€ с должником грубо, – считает јйдар ћуллануров. – Ќаша задача – установить контакт с должником, убедитьс€, что это сам должник, а не третьи лица , и после этого совместно с ним искать пути выхода из возникшей ситуации. » мы объ€сн€ем должнику, что выгодно начать платить сразу пусть даже небольшие суммы, чем продолжатьс€ скрыватьс€. ¬ведение административной ответственности необходимо, на мой взгл€д, хот€ бы дл€ того, чтобы, с одной стороны, у должника было чувство защищенности, а с другой – мы могли бы избежать спекул€ций на тему безнаказанности нашей де€тельности».

„то же делать люд€м, которые столкнулись с недобросовестными коллекторами?  ак рекомендует ¬алерий Ўарипов, в первую очередь необходимо требовать подтверждени€ полномочий работы взыскателей, а именно – договор между банком и коллекторским агентством, в соответствии с которым они имеют право требовать долг. ¬о-вторых, стоит убедитьс€, что перед вами сотрудник коллекторского агентства, дл€ этого нужно посмотреть его удостоверение. ≈сли же коллекторы в ночное беспоко€т звонками, необходимо записать номер телефона, с которого звон€т взыскатели, а если телефон без определител€ номера – то записать врем€ звонка. ѕосле этого стоит обратитьс€ в отделение полиции и написать за€вление об угрозах с просьбой привлечь к ответственности и направить запрос в √“— на подтверждение.