Бизнес Мелкий шрифт в договорах попадет под запрет

Мелкий шрифт в договорах попадет под запрет

Убрать мелкий шрифт из договоров, в том числе кредитных, предлагают законодатели. Соответствующий проект закона уже внесен в Госдуму. По мнению автора документа, такая мера позволит снизить риски введения потребителей в заблуждение при заключении ими договоров в сфере банковской деятельности.

В пояснительной записке к документу автор законопроекта, депутат Госдумы Олег Михеев обращает внимание на то, что цель документа – исключения правовой неопределенности, в вопросе о том, является ли нарушением положений действующего законодательства указание в договорах условий мелким шрифтом. «Особенно это актуально для договоров, связанных с банковским обслуживанием, – считает Олег Михеев. – Именно они зачастую содержат условия, на которые потребителю необходимо обратить особое внимание, но написанные мелким, практически не читаемым шрифтом. Мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям для стороны договора».

Мелкий шрифт (small print) – текст, напечатанный на документе (например, на полисе страхования жизни или договоре о покупке в рассрочку), в котором продавец излагает условия продажи и взаимные обязательства покупателя и продавца. Крайне мелкий шрифт и малопонятная терминология часто используются для введения покупателя в заблуждение относительно его законных прав и гарантий. Против подобной недобросовестной практики направлены многочисленные законы, обеспечивающие защиту прав потребителей.
Источник: толковый словарь «Финансы» под общей редакцией Осадчей И.М.

С одной стороны, суды признают нарушением указание в договоре условий мелким шрифтом. Тем не менее, когда возникает ситуация и должник использует данный довод в рамках линии защиты, суды встают на сторону банков. «Таким образом, неоднозначность позиции судов в результате отражается на возможности реализации права граждан на получение доступной информации о товаре (работе, услуге), а также вызывает риск наступления для потребителей неблагоприятных последствий», – подчеркнул депутат. По его мнению, предусмотренные документом меры позволят обеспечить соблюдение прав потребителей при минимальных потерях предпринимателей. При этом планируется снижение риска введения потребителей в заблуждение при заключении ими договоров в сфере банковской деятельности.

Напомним, с подобной инициативой несколько лет назад выступала федеральная антимонопольная служба (ФАС), подготовившая поправки в закон о рекламе. Документ предусматривал, что в тексте рекламы финансовых услуг все условия, которые влияют на доходы или расходы клиентов, должны быть написаны шрифтом одинакового размера.

Директор офиса финансового омбудсмена в РБ Валерий Шарипов считает, такая инициатива просто необходима. «Общие требования гражданского законодательства – договор должен быть понятен и читаем. Изменение шрифта ущемляет возможность клиента прочесть и понять договор», – говорит он.

Как рассказал Валерий Шарипов, особо остро эта проблема стоит перед людьми с плохим зрением. В офис омбудсмена неоднократно обращались с жалобами на то, что банки отказывают в заключении кредитных договоров на основании того, что заемщик плохо видит и договор ему зачитывает сопровождающее его лицо.

По мнению управляющего партнера ООО «Коллекторское агентство Башкортостана «ЮСБ – Коллектор» Айдара Мулланурова, такой документ нужен, однако проблемы он не решит. «На самом деле проблема связана не с мелким шрифтом, а с тем, что заемщики не могут рассчитать свои возможности. Кроме того, в число неплательщиков зачастую попадают не те люди, которые не смогли прочесть договор, а те, кто просто не захотел его прочесть», – считает он.

Многие банки уже отошли от практики использования мелкого шрифта в договорах, отмечает Айдар Муллануров. Но даже если обязать все кредитные организации соблюдать требования к шрифту, это не сильно отразится на количестве взятых кредитов и доле невозвратов. Зачастую мелким шрифтом прописываются не процентные ставки по кредитам, а ответственность за нарушения условий договора. Однако люди изначально идут за кредитом не для того, чтобы его не вернуть. Поэтому, по мнению эксперта, даже если эти условия будут написаны крупным шрифтом, заемщики вряд ли будут в них вчитываться.

К слову, любовь к мелкому шрифту порой играет против самих банков. Достаточно вспомнить нашумевшую историю воронежского заемщика банка «Тинькофф кредитные системы» Дмитрия Агаркова, который отсканировал заявление-анкету и в часть с мелким шрифтом внес свои изменения. В частности, он указал процентную ставку за пользование кредитом 0% и прописал миллионные компенсации, если банк решит в одностороннем порядке изменить условия договора. Впоследствии заемщик был намерен отсудить у банка 24 миллиона рублей, а кредитная организация – посадить его за мошенничество. Но в итоге стороны разошлись «полюбовно», подписав мировую.

Фото: Фото с сайта Interest.co.nz
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем