Бизнес Потребители – за честные финансовые услуги!

Потребители – за честные финансовые услуги!

Сегодня, 15 марта, отмечается Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Потребители – за честные финансовые услуги». Второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности, что подтверждает сох

Сегодня, 15 марта, отмечается Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Потребители – за честные финансовые услуги». Второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности, что подтверждает сохраняющаяся обеспокоенность потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере.

Согласно данным Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, 25,6% всех жалоб граждан приходится на финансовые услуги. Причем по сравнению с 2009 годом количество подобных обращений выросло в минувшем году в три раза.

Так, за отчетный период в управление поступило 153 письменных обращения граждан в отношении кредитных организаций. «Большинство вопросов связано с образовавшейся задолженностью в связи с просрочкой очередных платежей самими заемщиками, не снижающейся суммой долга при оплате кредита по карте», – констатирует начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Анвар Минибаев.

Дело в том, что в настоящих условиях банк не пойдет на реструктуризацию без веских причин. И аргументировать клиенту, что он нуждается в помощи, становится сложнее. Клиент, прежде всего, должен представить вескую доказательную базу того, что он оказался в тяжелой ситуации, связанной с финансовым положением из-за потери работы или ухудшения состояния здоровья. «Да и не всегда те условия, которые предоставляет банк по реструктуризации, могут удовлетворить кредитозаемщика, ведь чаще такие условия еще больше ухудшают положение человека, если в сумму основного долга включаются штрафы и пени», – отмечали не раз в Роспотребнадзоре. Как правило, доказательная база связана с бумажной волокитой.

На сегодняшний день именно заключение договора на пользование банковскими услугами является одним из ключевых моментов сотрудничества банка и его клиентов. Однако не все наши соотечественники уделяют особое внимание факту подписания этого документа, что зачастую и подводит наших сограждан. «Так, например, лишь 40% граждан на сегодняшний день подписывают договор только после того, как полностью его прочитают или даже посоветуются с независимым экспертом или юристом. Однако порой в рамках заключенного (пусть даже и внимательно прочитанного) договора все же могут возникать различные спорные ситуации. И подавляющее большинство таких экономических споров россияне профессионально могут урегулировать пока лишь в суде», – говорится, в частности, в исследовании НАФИ. К примеру, клиенту очень часто навязываются дополнительные услуги по страхованию жизни, здоровья, трудоспособности, включаются в договоры условия, изначально ущемляющие права клиентов.

Так, по данным Управления Роспотребнадзора по РБ, в 2010 году проведен ряд мероприятий по надзору в отношении финансовых учреждений: плановых восемь проверок, внеплановых – четыре. Кроме того, проведено два административных расследования. За выявленные нарушения в отношении юридических и должностных лиц банков вынесены постановления об административных правонарушениях на сумму 138 тысяч рублей.

К примеру, в кредитных договорах одного из банков содержались условия, ущемляющие права потребителей: это взимание дополнительной платы за ведение карточного счета при наличии кредита, зачисление денег на счет клиента в день поступления платежных документов, право банка на одностороннее изменение условий кредитного договора и на блокировку карты в случаях, не предусмотренных законодательством РФ. По выявленным фактам банк был оштрафован. «К сожалению, на сегодняшний день нельзя говорить о финансовой грамотности населения. Гражданин становится невольным заложником банка, так как не обладает специальными познаниями в банковской сфере и не получает всего объема достоверной, понимаемой информации, которая в наглядной и доступной форме позволяла бы ему сделать выбор в пользу способа получения денежных средств», – отмечает Анвар Минибаев.

По словам начальника управления делами Национального банка РБ Шамиля Аминова, действительно, эта тема не теряет актуальности: «Мы тоже получаем обращения от граждан и на горячую линию, и в письменном виде. Основная масса обращений связана с кредитными продуктами, тарифами, комиссиями по договорам потребительского кредитования». Причем, по словам банкира, есть люди, которые осознанно брали кредиты, понимают ответственность, но не могут справиться с платежами, а есть те, которые брали кредиты, не понимая, к чему подобный шаг приведет – к обязательствам.

В то же время нужно помнить, что банки, кредитуя население, оперируют в большинстве своем не своими денежными средствами, а, к примеру, тех же вкладчиков. «Люди должны понимать, что с помощью кредитов они получают не только определенные права и блага, но и несут ответственность», – говорит Шамиль Аминов. В свою очередь, в Национальном банке РБ ратуют за информационную открытость банков, выпускают памятки для потребителей банковских услуг, в которых даются четкие разъяснения по тем или иным вопросам. Выходит также собственная телепередача «Свои деньги», разрабатывается спецкурс для школьников. Основная цель подобных мероприятий, по словам Шамиля Аминова, – это формирование рационально мыслящего человека, который может принимать грамотное адекватное решение по управлению собственными финансами.

Между тем Минфин РФ и Международный банк реконструкции и развития подписали в понедельник соглашение о займе для РФ на сумму 25 миллионов долларов на реализацию совместного проекта. Цель данного проекта, рассчитанного на пять лет, – повышение финансовой грамотности населения, особенно школьников, студентов, взрослого населения с низким и средним уровнем доходов, а также повышение эффективности защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг. В рамках проекта будут созданы горячие линии, консультационные центры в регионах, институт финансового омбудсмена, кроме того, планируется совершенствовать законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Также будет проведена кампания по информированию населения о финансовом рынке, его инструментах, услугах и возможностях населения в сфере индивидуальных финансовых решений.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем