29 марта воскресенье
СЕЙЧАС +7°С

Годовщина, которую не празднуют...

В сентябре Россия «отмечает» годовщину с момента начала экономических потрясений. Многие политики и экономисты уверяют, что «дно» кризиса уже пройдено и экономика вот-вот начнет восстановление. Однако большинство россиян так не думают...

Поделиться

В сентябре Россия «отмечает» годовщину с момента начала экономических потрясений. Многие политики и экономисты уверяют, что «дно» кризиса уже пройдено и экономика вот-вот начнет восстановление. Однако большинство россиян так не думают.

Несмотря на заверения чиновников и аналитиков, что экономическая ситуация в стране и мире стабилизируется, 75% россиян не согласны, что кризис уже позади. Такие результаты показал опрос, проведённый исследовательским центром портала SuperJob.ru среди трех тысяч респондентов из семи округов России.

Напомним, датой начала мирового финансового кризиса принято считать 15 сентября 2008 года – день, когда американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о своём банкротстве. Крушение «банковского Титаника» обратило в бегство инвесторов, следом «посыпались» мировые биржевые индексы, тысячи компаний-гигантов резко подешевели, а совокупный размер активов многих стран сократился на десятки процентов. Но любая болезнь, даже мирового масштаба, рано или поздно проходит. И вот уже многие эксперты уверяют, что кризис отступает.

Однако, по данным SuperJob.ru, 75% респондентов не разделяют оптимистичный настрой финансовых экспертов. Россияне убеждены, чтобы оправиться от кризиса и зализать «финансовые раны», понадобится ещё немало времени. При этом уровень дохода граждан не сильно отражается на их мнении об экономической ситуации: в том, что кризису ещё рано говорить «прощай», уверены как те, кто зарабатывает менее 15 тысяч рублей ежемесячно, так и те, чей доход превышает 45 тысяч рублей в месяц. Разница в ответах респондентов не превышает 5%.

Россиян, которые уверены, что кризис уже миновал, немного – 9%. Причины оптимизма респондентов, как правило, кроются в получении новой работы или в банальном везении, благодаря которому кризис их никак не затронул. Добавим, что пессимистичные прогнозы чаще строят граждане в возрасте 40–50 лет. А 25–30-летние, напротив, чаще остальных убеждены в завершении эпохи нестабильности.

Добавим и статистику Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), согласно которой быстрее адаптироваться к кризису удалось жителям «двух столиц» и других крупных городов страны. А вот 15% россиян полагают, что приспособиться к переменам они не смогут никогда – в основном это граждане, проживающие в малых городах. В то же время в крупных городах кризис ощущается острее.

При этом главные «симптомы» нестабильности остаются по-прежнему неизменными, несмотря на то, что за последние месяцы россияне стали реже на них указывать. Так, доля тех, кто отмечает рост цен, по сравнению с июлем снизилась с 86 до 81%, а тех, кто свидетельствует об уменьшении доходов, – с 45 до 41%. Инфляцию острее всего ощутили жители малых городов и сел (83-84%), а снижение доходов – жители крупных городов (49%). С задержками зарплаты, пенсии или стипендии чаще сталкиваются москвичи и петербуржцы – 18%.

Большинство, а именно 83% граждан, еще не вернулись к привычному «докризисному» образу жизни и продолжают экономить деньги. Примечательно, что подавляющее число экономных россиян – представители городов-миллионников.

Обратившись к жителям некоторых крупных российских городов, удалось выяснить, что ожидания граждан и представителей бизнес-сообщества соответствуют скорее результатам исследований, нежели оптимистичным заверениям властей и экономистов.

Так, в Перми и население, и бизнес преимущественно пассивны. По мнению директора Пермского аналитического центра Сергея Седова, основная часть населения просто «пересиживает» кризис или, проще говоря, занимает достаточно пассивную позицию, которая вряд ли серьёзно изменится. Столичные жители, по мнению эксперта, проще переживают кризис по одной простой причине: там просто больше денег у населения. Это касается и текущих доходов, и уже имеющихся сбережений.

«Как и ожидалось, никакого всплеска предпринимательских инициатив не произошло, – говорит Сергей Седов. – Бизнес в основной своей массе также пассивен. Причина очень простая – предыдущие «сытые» годы очень расслабили, опыта управления в кризисных ситуациях у подавляющего большинства менеджеров нет. В бизнес-планах и стратегиях большинства предприятий проработке возможных рисков на рынке не уделялось должного внимания».

Между тем, как отмечает эксперт, есть незначительная доля бизнеса, представители которого перешли к активным действиям. Это касается освоения компаниями новых ниш, увеличения доли рынка за счёт тех компаний, которые его покинули. Кроме того, активные представители бизнес-сообщества всерьёз задумались о своих продуктовых линейках, маркетинге, планах и стратегии развития. Однако таких пока меньшинство.

В Ростове-на-Дону у населения и бизнеса настроения также смешанные. «То, что существует кризис – все понимают, хотя и начинают забывать о нем, – говорит руководитель ростовского филиала компании Broco Investments Inc. Анатолий Ткачев. – В то же время рост фондового рынка с минимумов вселяет некоторый оптимизм. Но инерция кризисных явлений очень сильна, и, несмотря на некоторое оживление в экономике, говорить о нормализации ситуации преждевременно».

При этом, как отмечает господин Ткачев, потребительский спрос продолжает снижаться. «Экономика пестрит банкротствами, снижается рентабельность, идут массовые сокращения. Эти факторы могут говорить о возможной «второй волне» кризиса. В любом случае для стабилизации нужно больше времени, чем год», – полагает эксперт.

В Казани настроения в бизнес-среде умеренно-пессимистичные. Как отмечает председатель совета регионального отделения в РТ общероссийской общественной организации «Опора России» Азат Газизов, в рядах малых и средних предпринимателей уже произошла адаптация к кризису: паники нет, непонимания текущей ситуации также нет.

«Сейчас бизнесмены заняты тем, что выстраивают новые способы и модели ведения бизнеса, осваивают новые ниши, ищут дополнительные пути, как заработать, – говорит Азат Газизов. – Предприниматели пытаются «нарастить жирок» к зиме, поскольку ожидания продолжения эпохи нестабильности сохраняются. Думаю, такие настроения сохранятся как минимум до года».

А вот Волгоград порадовал, однако лишь настроениями среди бизнесменов. Как отмечает председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Роман Созаруков, среди предпринимателей региона преимущественно преобладает позитивный настрой. Владельцам бизнеса хочется верить, что кризис скоро закончится. Хотя если оценивать ситуацию объективно, пока что экономические показатели не могут радовать. Бизнесмены, как отмечает эксперт, – оптимисты и понимают, что сейчас ни в коем случае нельзя опускать руки, иначе можно поплатиться позициями на рынке. Они вынуждены что-то предпринимать. А вот среди простых жителей региона настроения куда менее радужные.

«Безработица растет. Доходы, напротив, снижаются. Если летом волгоградцам можно было проще смотреть на текущее положение, чему способствовали, например, хорошая погода и плоды с приусадебного хозяйства, то в сентябре-октябре население уже начинает более серьезно задумываться о хлебе насущном. Думаю, что в ближайшие два-три месяца настроения потребителей вряд ли будут улучшаться», – добавляет господин Созаруков.

Оглянувшись на прожитый «кризисный» год, в котором было немало плохого, хочется верить, что каждый из нас сможет воскресить в памяти хоть что-то хорошее. То, что поможет с надеждой смотреть в будущее. Ведь надежда, как известно, умирает последней!

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!