UFA1
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Уфе

Погода-4°

облачно, без осадков

ощущается как -12

0 м/c,

748мм 68%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Бизнес Экономика Льготы не спасли автокредитование

Льготы не спасли автокредитование

Льготное кредитование не спасло авторынок от краха. Госпрограмма, запущенная для поддержки отрасли, лишь замедлила падение продаж и сокращение количества кредитов, выданных на покупку новых авто, говорят банкиры. Тем же, кто мечтал сменить машину, в этом году пришлось либо вовсе отказаться от своих планов, либо довольствоваться бюджетными вариантами отечественного производства.

Более 40% машин в прошлом году россияне покупали именно в кредит, а к декабрю этот показатель упал до 10%, отмечают аналитики. Начало этого года выдалось еще более тяжелым: по итогам I квартала падение продаж составило 36%, сократились объемы и в автокредитовании – в итоге рынок оказался без поддержки.

Наиболее слабой среди других розничных направлений оказывается динамика именно в сегменте автокредитования. Увеличение ставки, безусловно, привело к сокращению и так падающего авторынка. «Мы видим значительное сокращение спроса среди населения – люди экономят и стремятся снизить финансовую нагрузку в условиях неопределенности, – говорит заместитель директора департамента развития розничных продаж Росбанка Тахир Минажетдинов. – Спад на рынке автокредитования начался еще до событий прошлого года. В целом автомобильный рынок, и так испытывающий рецессию в последние годы, замер в ожидании позитивных изменений».

Сейчас, по словам эксперта, автодилеры составляют антикризисные программы, сокращают издержки и рассматривают возможность работы по предзаказной схеме продаж. Ситуация может поменяться только при стабилизации макроэкономических показателей, однако до этого еще очень далеко, считает Тахир Минажетдинов.

«Рынок автокредитования находится под ударом из-за сильного роста ставок и отказа покупателей от ряда инвестиционных сделок, – добавляет аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. – В течение года этот показатель начнет восстанавливаться, но достаточно медленно. Думаю, что сдерживать негативные явления будет именно льготное автокредитование, а также постепенное смягчение политики Центробанка».

Программа субсидирования, запущенная в апреле этого года, снизила ставку до 10,97%. В итоге автокредиты на машины, пользующиеся массовым спросом у россиян, снова стали доступными – по льготной программе стоимость займа не превышает 14%. «Мы видим оживление спроса через рост заявок на кредиты (в среднем на 60%) и ожидаем положительного эффекта уже по итогам II квартала, – отмечает старший вице-президент ВТБ24 Алексей Токарев. – Рынок автокредитования привязан к общим продажам автомобилей, а они падают. Благодаря программе доля кредитов в общих продажах к концу года составит 28%. Такой же она была и в прошлом году, но объем рынка сократился».

Наиболее популярные модели по госпрограмме: Lada Granta, KIA Rio, Hyundai Solaris. Объем программы льготного автокредитования в 2015 году, по оценкам ИХ «Финам», должен составить не менее 15-20 млрд рублей.

По словам представителей банков, опрошенных корреспондентом сайта, положительный эффект от запуска госпрограммы налицо. Так, на начало года уровень кредитных продаж составлял 9%, а по итогам апреля, когда появились льготы, 26%. К концу года банкиры ожидают роста данного показателя до 35% от числа проданных машин.

Если в прошлом году было продано почти 2,5 млн новых легковых автомобилей, то в этом году аналитики ждут продаж на уровне 1,6-1,7 миллиона. В таком случае при сохранении доли выданных займов на уровне прошлого года совокупный объем портфелей автокредитов уменьшится примерно на 16%. «Без поддержки в виде госпрограммы сокращение могло бы быть порядка 24-25%», – отмечает представитель ВТБ24.

Экономист, президент Гильдии маркетологов Игорь Березин полагает, что сложившаяся в последние три года система автокредитования провоцировала безответственное поведение как дилеров, так и потребителей, которые совершали покупки за пределами своих финансовых возможностей. И нынешнее сокращение количества выданных кредитов стоит воспринимать как положительное явление – сегодня все ведут себя ответственнее и рациональнее.

«Чтобы остановить падение продаж, дилерам и автопроизводителям необходимо наконец заняться реальным маркетингом и изучением потребителей, – говорит эксперт. – Совершенно очевидно, что люди не готовы к 20-30% росту цен на автомобили, который был заявлен в начале этого года, и отреагировали на него сокращением покупок. Аналогичное поведение мы видели на рынках одежды и крупной бытовой техники – при росте цен на 50-60% было зафиксировано снижение продаж в натуральном выражении на 40-50%».

«Многие бренды начинают снижать стоимость автомобилей и запускают программы прямого субсидирования, – рассказывает начальник управления по работе с партнерами «ЮниКредит Банка» Александр Мартынов. – Кроме того, субсидии от государства и партнерские программы позволяют приобрести в текущей ситуации автомобиль на выгодных условиях».

По мнению Игоря Березина, автопроизводителям нужно активнее брать пример с ритейлеров, которые добились прекращения падения продаж, а в отдельных сегментах – и их роста за счет разумного ценообразования, грамотного управления ассортиментом и принятия валютных рисков на себя. «Ритейлеры этому быстро научились. Пора научиться автодилерам и производителям. Иначе продажи продолжат падать», – подытожил экономист.

Крупнейшие игроки рынка автокредитования на 01.02.2015

По данным компании Frank Research Group

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем