√алина ‘асхутдинова, директор школы «јльфа», заслуженный работник культуры Ѕашкортостана: «„астна€ школа выполн€ет все задачи, поставленные перед образованием»
√алина ‘асхутдинова, директор школы «јльфа», заслуженный работник культуры Ѕашкортостана: «„астна€ школа выполн€ет все задачи, поставленные перед образованием»

– √алина Ќиколаевна, в чем, с вашей точки зрени€, плюсы частного образовани€ и необходимость его существовани€ в –оссии?

– Ќегосударственное образование обладает €рко выраженной общественной и государственной значимостью и перспективностью. — момента зарождени€ оно ни в коей мере не рассматривалось в качестве временной формы образовани€. Ќаоборот, оно исходно формировалось как опережающий сектор и особый уклад единой общегосударственной системы образовани€.

¬ целом, формирование негосударственного сектора €вл€етс€ одним из реальных положительных результатов реформы образовани€. ќно создало зону опережающего качества образовани€, позволило выйти на решение проблемы личностно-ориентированного обучени€ с учетом разных категорий детей и дифференциации запросов населени€. «а годы инновационной де€тельности в Ќќ” (негосударственных образовательных учреждени€х) создано большое количество методических и дидактических разработок, составл€ющих базовый организационно-методический капитал российского образовани€ в целом.

явл€€сь по организационно-юридической форме негосударственным, этот уклад полностью реализовывал государственные задачи. Ќќ” с самого начала регламентировались государством и так же, как и государственные учебные заведени€, последовательно проходили процедуры лицензировани€, аттестации и аккредитации (за тем лишь исключением, что их финансирование производилось не из бюджетных средств, а за счет родителей).

—уществует р€д причин, почему население выбирает негосударственное образование. ¬ частных школах давно реализована личностно-ориентированна€ форма обучени€ с индивидуальными учебными программами и расписанием.  ачество обучени€ конкретного ученика ставитс€ во главу всего учебного процесса.

¬ажна€ причина интереса к Ќќ” – возможность получить хорошее образование трудным дет€м и дет€м со специальными потребност€ми, которые в обычных школах, как правило, оказываютс€ «на обочине» и устойчиво отстают. Ётому способствует и мала€ наполн€емость классов в негосударственных школах: среднее количество обучающихс€ в одном классе нашей школы составл€ет 10-12 человек, а в государственной школе – 25 человек.

√алина ‘асхутдинова, директор школы «јльфа», заслуженный работник культуры Ѕашкортостана: «„астна€ школа выполн€ет все задачи, поставленные перед образованием»
– ƒиректора многих государственных школ говор€т о бедственном положении с кадрами. ¬ы ощущаете эту проблему? ¬ частные школы идут учител€ зачем – чтобы учить или зарабатывать деньги?

– Ќегосударственное образование €вл€етс€ надежным работодателем дл€ педагогов и управленцев, технического и обслуживающего персонала.

¬ кризисные годы в негосударственном секторе удалось сохранить опытные педагогические кадры в границах сферы образовани€, благодар€ улучшенным социально-экономическим услови€м работы.

” нас тоже периодически возникает кадрова€ проблема. „астной школе нужен гарантированно хороший учитель!  ритерии оценки просты: профессионализм, опыт работы, пор€дочность и желание учить детей. ” учителей хороша€ зарплата в соответствии с учебной нагрузкой. ≈сть стимулирующие надбавки. ѕредусмотрена система премировани€. я противник репетиторства. » дополнительные зан€ти€ за дополнительную плату с детьми, которых мы сами же не смогли научить, у нас не приветствуютс€.

– Ўкола – это еще и «контингент учащихс€». ”ровень образовательного учреждени€ определ€етс€ не только педагогами, но и детьми.  то приходит в вашу школу учитьс€?

– Ќаш контингент учащихс€ ничем не отличаетс€ от контингента других школ. ѕри индивидуальном подходе в обучении результатов может добитьс€ практически каждый ребенок. Ќаши ученики самосто€тельны, успешны, они активны и самодостаточны. ¬ школе учатс€ дети, чьи родители могут позволить себе обучать ребенка в наших услови€х. ѕри той зан€тости взрослых, котора€ предполагает успешность в карьере и жизни в целом, не у всех родителей есть возможность много времени удел€ть воспитанию и учебе ребенка. ƒать сыну хорошее воспитание и достойное образование – желание каждого отца. » частна€ школа выступает здесь помощником.

– ƒо какого часа ребенок может находитьс€ в вашей школе?

– Ќаша школа – это школа полного дн€, где учебно-воспитательный процесс организован с 8:00 до 18:00. ѕерва€ половина дн€ – учебна€ работа. ¬тора€ – спецкурсы, творческие и предметные кружки, индивидуально-групповые зан€ти€, внеклассные меропри€ти€, свободное врем€ учащихс€, прогулки. ƒомашние задани€ выполн€ютс€ всеми детьми до 17 часов. –аботают психолог, логопед. ¬едет прием врач. Ўкольна€ столова€ организует 4-разовое сбалансированное гор€чее питание.

ѕродолжительность учебной недели дл€ обучающихс€ 1-4 классов и дошкольников – 5 дней, дл€ учеников 5-11 классов – шестидневка. ƒл€ обучающихс€ 10-11 классов есть возможность получать образование в форме экстерната. ѕо индивидуальным планам занимаютс€ спортсмены. ќрганизована подготовка детей 4-6 лет к школе. –аботают группы по подготовке старшеклассников к ≈√Ё (дл€ учащихс€ других школ). ѕри школе функционирует детский сад. ¬ группах 12-14 детей.

√алина ‘асхутдинова, директор школы «јльфа», заслуженный работник культуры Ѕашкортостана: «„астна€ школа выполн€ет все задачи, поставленные перед образованием»

– ћожно ли перейти в вашу школу в середине учебного года?

–  омплектование школа завершает до 30 августа. Ќо при наличии свободного места мы можем прин€ть ученика и в середине учебного года.

– ƒолжен ли ребенок проходить тестирование перед поступлением в первый класс?

– ¬ нашей школе нет об€зательного тестировани€ дл€ первоклассников. ћы не устраиваем конкурсного приема. ѕри наличии свободного места ребенка принимаем. Ќо педагогам надо знать об уровне подготовленности ученика. ѕоэтому каждого пришедшего во 2-11 классы ждет собеседование. Ќередко приходитьс€ заниматьс€ ликвидацией пробелов ученика, пришедшего из другой школы, не один мес€ц. ѕроблемы одного ученика не должны создавать проблем дл€ других детей.

–  акие ценовые рамки дл€ родителей существуют в школе?

– «а обучение беретс€ фиксированна€ плата, просчитанна€ на год. ¬ феврале с учетом объ€вленного правительством уровн€ инфл€ции происход€т изменени€. ќбучение в начальной школе стоит 12 000 рублей в мес€ц, в 5-11 классах – 13 500 рублей, дл€ дошкольников – 12 000 рублей. ѕо факту оплачиваетс€ питание. ¬ прошлом году мес€чна€ плата за питание составл€ла в среднем 2000 рублей (четырехразовое питание).

ѕредусмотрена система скидок. ≈сть льготы за обучение детей-инвалидов.

¬ 2004 году школе «јльфа» присвоен статус јссоциированной школы ёЌ≈— ќ (ѕарижский сертификат). Ёта школа – член јссоциации негосударственных образовательных организаций –оссии (јсЌќќ–). —истема образовани€ школы «јльфа» – целостна€, четырехступенчата€, состо€ща€ из дошкольного образовани€ (школа раннего развити€), начальной школы, школы среднего и старшего звена.

– „астные школы, несмотр€ на иную схему финансировани€, все же св€заны с государственной системой стандартов в образовании. ¬ы выдаете аттестаты государственного образца, а значит, должны ориентироватьс€ и на программы, и на стандарты, и на ≈√Ё.  аково ваше отношение ко всем содержательным новаци€м, предлагаемым в сфере образовани€ в последнее врем€?

– — одной стороны, негосударственна€ школа об€зательно выполн€ет государственную программу, с другой стороны, условием выполнени€ программы €вл€етс€ личностный рост и развитие способностей ребенка. Ќо ведь именно эти параметры и образуют качество образовани€, за которое родители плат€т деньги. —ледовательно, основным, базовым моментом организации процесса образовани€ в негосударственной школе €вл€етс€ обеспечение личностного роста и развити€ индивидуальных способностей ребенка.

¬ыпускники нашей школы, как и все, сдают ≈√Ё, получают аттестаты государственного образца. ≈сть медалисты, победители олимпиад. ѕоступление в вузы – 100%.

Ќоваций в системе образовани€ много. Ќо не все они будут реализованы так, как задумали их авторы. ѕоэтому не будем торопитьс€ делать выводы. ј ≈√Ё мы приветствуем, ведь это убирает некоторые сомнени€ в качестве нашего образовани€. „его греха таить, еще бытует мнение, что в частных школах слабо учат. –одители деньги заплатили – вот и выставили дет€м хорошие оценки. ј результаты ≈√Ё – независимый показатель качества. ” нас они хорошие. –езультатами мы довольны.

√алина ‘асхутдинова, директор школы «јльфа», заслуженный работник культуры Ѕашкортостана: «„астна€ школа выполн€ет все задачи, поставленные перед образованием»
– — какими сложност€ми приходитс€ сталкиватьс€ в работе, что преп€тствует развитию?

– Ўкола работает с 1993 года. ѕоэтому можно сказать, что все трудности организационного, финансового характера мы преодолели. ’от€ есть о чем сказать…

Ќадо отметить, что в св€зи с прин€тием новой редакции «акона об образовании из него исчезли гарантии поддержки государством сектора негосударственного образовани€, они не вошли и в соответствующие законодательные нормативные акты. »счезли и положени€, гарантирующие возмещение гражданам со стороны государства части расходов на обучение в аккредитованных негосударственных школах в виде нормативного бюджетного финансировани€.

»де€ приведени€ всех федеральных законов в соответствие с единым Ќалоговым кодексом лишила Ќќ” всех налоговых льгот и, как следствие, – вызвало резкое снижение эффективности их функционировани€. ” частных школ тут же возникли об€зательства по уплате целого р€да налогов, в частности налога на имущество, на землю, на рекламу и так далее. ѕо сути, поправки к закону приравн€ли аккредитованные государством некоммерческие школы к коммерческим организаци€м – банкам и казино.

ќчень сложно решаютс€ вопросы аренды помещений. я до сих пор не могу пон€ть схемы положительного решени€ этого вопроса. ѕ€ть лет мы терпеливо ждем дополнительного помещени€ дл€ дошкольников. ј пока этот вопрос не решитс€, мы не сможем прин€ть всех желающих.

– ј вообще частных школ много?  ака€ часть образовательного пространства обслуживаетс€ ими?

– ѕодавл€ющее число частных школ и вузов находитс€ в крупных городах (в ћоскве – 587, в —анкт-ѕетербурге – 224, в –остове – 72, в  раснодаре – 22 и так далее).

Ўкола «јльфа» – одно из первых негосударственных образовательных учреждений в –еспублике Ѕашкортостан, функционирует с 1993 года. ƒо 2000 года в городе было 9 Ќќ”. «акрылись школы «јбсолют», «Ѕеловодье», «¬осхождение», арабский лицей. Ќа смену им пришли другие. «јльфа» высто€ла. 18 лет школа уже отметила.

—ейчас в ”фе четыре негосударственные школы, которые имеют лицензии на ведение образовательной де€тельности.

Ћицензи€ на право ведени€ образовательной де€тельности. –егистрационный №0439 от 29.04.2011 г.

—видетельство о государственной аккредитации. –егистрационный №1396 от 21.05.2008 г.

Ўкола «јльфа»,
адрес: 450097, г. ”фа, бульвар ’адии ƒавлетшиной, 28;
тел.: (347) 252-89-28 (приемна€), 228-12-72 (учебна€ часть);
е-mail: Ќаписать письмо.
Alfaufa.ru,