Бизнес Эльвира Рамазанова, директор ООО «Агентство профессиональных бухгалтеров»: «Для большинства организаций «упрощенка» является наиболее приемлемой»

Эльвира Рамазанова, директор ООО «Агентство профессиональных бухгалтеров»: «Для большинства организаций «упрощенка» является наиболее приемлемой»

" border=

30 ноября заканчивается срок, отпущенный предприятиям для перехода на упрощенную систему налогообложения. Уже с 1 октября можно подавать в инспекцию заявление о переходе на этот спецрежим налогообложения. При условии, конечно, если компания соответствует всем установленным требованиям. Бухгалтерам нужно успеть собрать документы и привести в порядок учет, а заодно задаться вопросом: «Стоит ли все менять?».

Самое время поговорить о достоинствах и недостатках такого перехода. На эту тему мы решили поговорить с нашим экспертом – директором ООО «Агентство профессиональных бухгалтеров» Эльвирой Рамазановой.

Эльвира Ринатовна, расскажите в чем заключаются преимущества упрощенной системы налогообложения?

– Упрощенная система налогообложения (УСН) облегчает обработку хозяйственных операций, ведение налогового учета, а также исключает лишнюю налоговую нагрузку. И рано или поздно о смене режима налогообложения задумывается каждая фирма. Действительно, применение «упрощенки» освобождает организацию от уплаты налогов на прибыль, налога на имущество и единого социального налога. Индивидуальных предпринимателей, работающих по УСН, избавляют от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц и ЕСН. Правда, иные сборы уплачивать им все равно необходимо так же, как и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Платежи в ПФР перечисляют и организации. «Упрощенцев» освобождают от НДС, за одним исключением. Налог на добавленную стоимость уплачивать все равно придется при ввозе товаров в Россию. Таким образом, очевидно, что для большинства организаций «упрощенка» является наиболее приемлемой.

Что нужно сделать предпринимателю или фирме для перехода на «упрощенку»?

– Для того чтобы «узаконить» применение упрощенной системы налогообложения, предприниматель должен своевременно подать заявление в налоговый орган. Те бизнесмены, которые уже ведут деятельность, могут применять спецрежим с начала очередного календарного года. В таком случае заявление должно быть подано в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, когда предприниматель собирается применять УСН. Иными словами, чтобы перейти на «упрощенку» с 2010 года, заявление должно быть представлено в налоговый орган в октябре–ноябре этого года.

Несколько иной порядок перехода УСН для тех, кто только начинает деятельность в качестве предпринимателя. В таком случае заявление о применении УСН должно подаваться в течение пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе. Заявление можно заполнить по форме №26.2-1 или в произвольной форме.

Каким организациям можно использовать УСН?

– Требования для организаций и индивидуальных предпринимателей практически одинаковы. Они не подпадают под «упрощенку», если ведут деятельность, виды которой перечислены в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. Например, банковская или страховая, игорный бизнес и другие. Кроме того, фирма не вправе перейти на УСН, если у нее есть филиалы или представительства. Еще одно ограничение – численность работников. Штат сотрудников за налоговый (отчетный) период не должен превышать 100 человек. Не могут использовать «упрощенку» иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения в России.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, а также компании, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством России о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.

Есть ли ограничения по выручке?

– Безусловно, есть. Перейти на спецрежим компания вправе, если по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 15 млн рублей. Также когда по итогам отчетного периода доходы фирмы не перешли порог в 20 млн рублей. Эти суммы прописаны в Налоговом кодексе и корректируются ежегодно на коэффициент-дефлятор. Однако на индивидуальных предпринимателей это требование не распространяется. Поэтому в подаваемых заявлениях о переходе на упрощенную систему налогообложения они должны указывать только среднюю численность работников.

Каков лимит выручки с учетом коэффициента-дефлятора был установлен на этот год?

– Организации и индивидуальные предприниматели в этом году обязаны будут вернуться на общий режим налогообложения, если их доходы превысят 57,9 млн рублей.

Налоговики, ссылаясь на мнение судей Высшего арбитражного суда, в очередной раз подтвердили, что предельный размер доходов для применения «упрощенки» в 2009 году составляет 57,9 млн рублей (письмо ФНС России от 1 сентября 2009 года).

В чем упрощена эта система налогообложения?

– Фирма может выбрать наиболее приемлемый для нее объект налогообложения – то есть определить: платить налог с полученных доходов по ставке 6 процентов или вести учет расходов, уплачивая в бюджет 15 процентов с полученной разницы.

Права выбора лишены только участники договора простого товарищества и договора доверительного управления имуществом – для таких плательщиков разрешен только второй объект – «доходы минус расходы». Если доля расходов (которые можно учесть при расчете единого налога) в составе доходов – менее 60 процентов, компании лучше выбрать в качестве объекта налогообложения «доходы». А выбор варианта «доходы минус расходы» выгоден тем фирмам, у которых большая часть затрат попадает в закрытый перечень расходов, поименованных в статье 346.16 НК РФ.

Правда ли, что основная проблема «упрощенных» фирм связана с налогом на добавленную стоимость?

– Действительно, проблема, возникающая перед компаниями, применяющими «упрощенку», – невозможность выставлять счета-фактуры покупателям. В определенных ситуациях налогоплательщику, находящемуся на «упрощенке», выгодно являться при этом плательщиком НДС (чтобы партнеры могли принимать этот НДС к вычету). Однако плательщики УСН освобождены от НДС. Но есть способ обойти и это ограничение. Для этого можно использовать договор простого товарищества.

В то же время поставщики на «упрощенке» вправе не включать в доходы НДС, полученный от покупателей. Конечно, при условии, что сумма налога выделена в счете-фактуре и перечислена в бюджет. Такой вывод сделал президиум ВАС РФ 1 сентября по делу предпринимателя.

Какие есть способы экономии за счет данного спецрежима?

– Существует налогосберегающая схема с использованием простого товарищества. Можно, к примеру, сэкономить при выплате дивидендов компании на «упрощенке» с объектом «доходы». Дело в том, что с этого года компании на «упрощенке» должны платить налог на прибыль с полученных дивидендов по ставке девять процентов. Но это правило с подачи Минфина можно обойти и облагать часть дивидендов учредителей ООО на «упрощенке» с объектом «доходы» по ставке 6 процентов. Сейчас ООО имеют право распределять доходы непропорционально долям участников. По мнению Минфина России, такие выплаты в сумме превышения над «пропорциональной» частью дивидендами не являются и облагаются налогами по общим правилам. То есть как доходы от «упрощенки».

Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на спецрежим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании.

Многие фирмы, применяющие «упрощенку» – ООО. 1 июля вступили в силу изменения в закон об ООО, согласным которым все они должны пройти обязательную перерегистрацию. Новые документы должны быть зарегистрированы до 31 декабря. Но большинство ООО пока не перерегистрировали свои уставы. С чем это связано?

– Действительно, это так. Проблема №1: старые-новые формы. До сих пор правительство не легализовало новые формы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Как нам сообщили в ведомствах, предположительно они будут утверждены только в октябре. Между тем ФНС России разместила на своем официальном сайте эти не утвержденные новые формы и порекомендовала компания и инспекциям использовать именно их. И проблема №2 – без перерегистрации устава невозможно внести другие изменения. Многие компании разумно решили одновременно с обязательной перерегистрацией зарегистрировать смену адреса, увеличение уставного капитала, смену собственника и т. д. Однако не все регистрирующие инспекции принимают «комплексные» заявления.

Агентство профессиональных бухгалтеров предлагает помощь в перерегистрации компаний. Мы подготовим необходимые документы, проведем юридическую консультацию и, в итоге, сбережем деловое время.

Сегодня субъекты малого бизнеса вправе вести упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности. Насколько в действительности такая бухгалтерия «упрощена»?

– О том, как малые предприятия могут упростить себе учет, Минфин России напомнил в специальных рекомендациях, размещенных на официальном сайте ведомства. Так, субъекты малого предпринимательства имеют право не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов, не отражать обесценение нематериальных активов и финансовых вложений, не создавать резервы предстоящих расходов (ПБУ 6/01, ПБУ 14/07, ПБУ 1/2008, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Также малым предприятиям разрешено составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде, самостоятельно разрабатывать формы отчетности. Но такие послабления распространяются не на все малые фирмы. Бухгалтеру малого предприятия придется разбираться в тонкостях применения почти всех российских ПБУ.

В любом случае если вы в чём-то не уверены или у вас возникли вопросы – позвоните, и мы постараемся ответить на них, прийти на помощь.

Адрес компании:
г. Уфа, ул. Заки Валиди, 64/2, офис 401;
тел.: (347) 246-06-60.
ApbUfa.com.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем