Банки узнают своих заемщиках еще больше, в том числе, какие виды кредитов брал потенциальный клиент, получал ли он их в банке или через посредников, а в случае отказа – по какой причине. Все эти данные появятся в кредитных историях граждан после 1 июля этого года. С одной стороны, эксперты считают, что пополнение сведений в кредитных историях будут на руку добросовестным заемщикам, с другой, единого мнения, станут ли кредиты более доступными, нет.
С 1 июля этого года вступают в силу изменения в закон «О кредитных историях», согласно которому кредитные истории заемщиков пополнятся еще одной частью – информационной. Как мы писали ранее, с конкретным содержанием этой части должен был определиться Банк России. Согласно проекту указания ЦБ «О составе и порядке формирования информационной части кредитной истории», выработанного в результате совещаний с банками и бюро кредитных историй (БКИ), она будет дополнена сведениями о категории кредита в соответствии с критериями регулятора, а также о способе его предоставления: посреднический, дистанционный или прямой. Также в информационной части было решено сохранить обязанность кредиторов пояснять причины отказа в кредите и включение сведений об отказе самих заемщиков от уже одобренных кредитов, уточняет «Коммерсант».
В настоящее время кредитная история физлица состоит из:
– титульной части (ФИО, дата рождения, паспорт, ИНН, страховое свидетельство);
– основной части (место жительства, обязательства заемщика: сумма и срок уплаты кредита и процентов, изменения в кредитном договоре, дата и сумма фактической уплаты кредита, данные о погашении кредита за счет обеспечения, судебные тяжбы и т. д.);
– дополнительной части (сведения об источнике формирования кредитной истории и пользователях кредитной историей).
«Дополнения, которые планируется ввести в кредитные истории, будут полезны для всех добросовестных участников рынка, – считает заместитель начальника финансового управления АКБ «Башкомснаббанк» Альфия Арсланова. – В частности, поскольку причина отказа в кредите может быть спорной и неодинаково оцениваться разными банками, ее указание прояснит ситуацию и даст шанс заемщику восстановить свою репутацию при получении другого кредита в другом банке. Кроме того, рынок, в целом, заинтересован в повышении прозрачности, а значит и эффективности. Риски закладываются в цене кредита. Высокие или переоцененные риски, которые берут на себя банки, – это и высокие проценты, которые выплачивают заемщики. Таким образом, нововведения, при прочих равных условиях, должны привести к снижению рисков кредитования, а значит и стоимости кредитов».
Директор офиса финансового омбудсмена в РБ Валерий Шарипов опасается, что такие меры, напротив, могут привести к повышению стоимости кредитов. «В таких условиях сложнее будет работать бюро кредитных историй, которым придется вести весь объем данных. Это приведет к повышению платы для банков, а кредитные организации, соответственно, переложат их на потребителей», – говорит он.
Напомним, согласно закону обязанность по предоставлению информации в бюро кредитных историй с 1 июля возлагается не только на банки, но и на микрофинансовые организации и кредитные кооперативы. Кроме того, доступ к кредитной истории заемщика получат не только кредиторы, но и иные юридические организации и индивидуальные предприниматели. Таким образом, эта норма распространяется, например, на работодателей.
Кроме того, по мнению Валерия Шарипова, кредиты могут стать более недоступными именно для рядовых граждан, у которых просто нет кредитной истории. Это может вызвать вопросы и сомнения у банка, к которому обратился заемщик.