ОСАГО разрешат «плавать». Предполагается, что с 2013 года стоимость автогражданки будет определяться самими страховщиками. Правда, в рамках строго определенного ценового коридора. Автолюбители выступают против нововведений, считая, что плавание тарифов приведет только к подорожанию полиса.
Министерство финансов РФ одобрило поправки в закон об ОСАГО и направило их на согласование в Минэкономики. Новшества существенно меняют действующую автогражданку. Во-первых, увеличиваются со 160 до 500 тысяч рублей лимиты страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью и со 120 до 400 тысяч – по имуществу.
Во-вторых, поправки вводят так называемый ценовой коридор ОСАГО – минимальные и максимальные тарифы, внутри которых страховщики смогут конкурировать при продаже обязательных полисов. Предполагается, что поправки начнут действовать уже с 2013 года.
Отметим, что если изменения по лимитам выплат страховщики ожидали давно, то появление ценового коридора (инициатором нововведений несколько недель назад была ФАС) оказалось несколько неожиданным и неоднозначным.
По словам управляющего директора дивизиона «Поволжье» группы «Ренессанс страхование» Александра Авакянца, положительные моменты подобного новшества заключаются в том, что игроки страхового рынка смогут более грамотно оценивать свои риски и предлагать клиентам более точные тарифы. «Ведь оптимальные тарифы возможны только в условиях конкуренции, и рынок каско это очевидно продемонстрировал. Пока же о конкуренции на рынке ОСАГО говорить не приходится. Но введение максимальных и минимальных тарифов имеет и отрицательные моменты: если тарифы будут меньше допустимых, то есть ниже экономического уровня, то некоторые компании вновь будут прибегать к излюбленной политике демпинга. Это автоматически повлечет за собой продолжающиеся банкротства страховых компаний, которые по своей сути сильнее всего отражаются на честных клиентах, которые платят за себя и недобросовестного игрока страхового рынка».
Схожие мысли и у начальника управления автострахования СГ «Межрегионгарант» Алексея Мишина. «Добросовестные страховщики крайне не заинтересованы реализовывать полисы по стоимости, которая не позволит обеспечить им платежеспособность в будущем. Поэтому они, скорее всего, будут удерживать стоимость полисов в среднем или верхнем сегменте ценового коридора. В то же время компании, собирающиеся покинуть рынок в обозримом будущем, будут пытаться сбыть как можно больше полисов, и, соответственно, стоимость ОСАГО у них будет минимальной. Поэтому, покупая самые дешевые полисы, автовладельцы будут рисковать наткнуться именно на такую компанию, что чревато проблемами в будущем», – уверен специалист.
Между тем самих граждан в связи с возможным новшеством беспокоит не возможное банкротство страховых компаний, а подорожание самого ОСАГО. «Любое «свободное плавание» в нашей стране подразумевает, что цены резко взмывают вверх, – считает Анна. – Для меня более приемлема единая и прозрачная цена во всех страховых компаниях. Без бонусов и каких-либо скидок, которые есть у многих страховщиков уже сейчас. В страховании автомобиля ориентируюсь только на свой опыт работы с компанией и отзывы друзей. А предлагаемые изменения вкупе с дорогим бензином и высокими налогами попросту меня разорят».
Кстати, для уфимцев ОСАГО уже этим летом увеличилось в цене. С августа для города начали действовать новые базовые региональные коэффициенты. Изменились тарифы автостраховки в зависимости от возраста водителей, их опыта вождения и литража автомобиля. Для Уфы региональный коэффициент страховки увеличился с 1,3 до 1,8. Подорожало ОСАГО и в других городах Башкирии. В частности, в Стерлитамаке и Туймазах региональный коэффициент увеличился с 1,0 до 1,3, в Благовещенске и Октябрьском с 1 до 1,2, в Ишимбае, Кумертау и Салавате – с 1,0 до 1,1.
К примеру, стоимость страхового полиса ОСАГО на автомобиль «Лада Приора» для 19-летнего водителя без стажа вождения, проживающего в Уфе, до изменений тарифов составляла 4375 рублей. Стоимость страхового полиса ОСАГО после 28 июля по тем же параметрам составляет 7050 рублей.