В большинстве случаев оправданием невыплаты кредита для уфимцев служит потеря работы или снижение уровня доходов.
Однако все же около 70% россиян считают невозврат банковских кредитов преступлением, при этом почти половина называют форс-мажорные обстоятельства наиболее веской причиной. Таковы результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований.
Толерантность к невозвратам банковских кредитов, измеряемая как доля россиян, не считающих невозврат кредита преступлением, за прошедшие два года достигла своего максимального значения в мае 2009 года, увеличившись до 20%. Затем в июне и ноябре прошлого года она вернулась на докризисный уровень – 13%-14% (для сравнения в мае 2008 года – 15%). В сентябре вновь наблюдается рост данного показателя до 19%. Согласно полученным данным НАФИ, обман клиента со стороны банка и нераскрытие реальной стоимости кредита, увеличение банком в одностороннем порядке размера процентной ставки и платежей по кредиту также являются веским основанием для невозврата кредита.
По признанию специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Алии Таракановой, люди жалуются на ухудшение финансового положения, на то, что загнаны в угол и не могут исполнять свои обязательства перед банками.
Самих должников банкиры делят на три категории. «Есть должники, которые оказались в затруднительной ситуации из-за кризисных явлений, к примеру, из-за потери работы. Естественно, в данном случае банк идет на встречу, договаривается о реструктуризации и т.п. Существуют кредитозаемщики, которые знают о своем долге, но просто не хотят погашать. Есть и другая категория неплательщиков – мошенники, которые целенаправленно пришли за кредитом в банк, чтобы потом ему не возвращать, правда, сам факт мошенничества подтвердить бывает очень сложно. Конечно, у нас существует база ненадежных заемщиков, к работе с которыми мы относимся с максимальным вниманием», – говорит руководитель отдела безопасности ООО «БашИнвестБанк» Алексей Грызунов.
Нередко в кризисные времена для возврата долгов банкиры обращались к коллекторам. Хотя опросы НАФИ также показали, что 60% россиян не знают, чем занимаются коллекторские агентства. Только около 35% россиян знают точно или понаслышке о деятельности таких агентств. Среди тех, кто имеет мнение по этому вопросу, негативные оценки деятельности этих агентств значительно преобладают над положительными (43% против 27%).
Практически у каждого третьего респондента, знающего точно или понаслышке о деятельности коллекторских агентств, работа данных организаций ассоциируется с силовым выбиванием долгов (у 9% населения коллекторские агентства ассоциируются даже с бандитизмом, рэкетом и мошенничеством). Еще у 15% респондентов ассоциации не связаны с применением силы, но несут в себе явную негативную эмоциональную окраску (угроза насилия, страх). Только у 3% респондентов коллекторские агентства ассоциируются с организацией процесса по возврату долгов. Еще 16% респондентов при упоминании коллекторских агентств отмечают, что у них возникают ассоциации со словами: долги, кредит, деньги.
Между тем в этом году средний размер задолженности и срок кредита выросли, сообщил генеральный директор долгового агентства «Пристав» Артур Александрович. По его словам, средняя сумма долга по потребительскому кредиту в 2009 году составляла 15 тысяч рублей, а в 2010 году достигла 17 250 рублей. «Существенной частью этой задолженности являются штрафы и пени, это свидетельствует о том, что долги стареют», – подчеркнул он.
Существенно «помолодел» и сам неплательщик. В 2010 году наибольшее количество должников составляли молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Все чаще в 2010 году неплательщиками становились женщины. «Если в 2009 году процент женщин из общего числа неплательщиков составлял порядка 65%, то в 2010 году уже более 70%», – добавил Артур Александрович.
Кризисные годы не прошли даром как для банков, так и для заемщиков. Банки стали ответственнее подходить к вопросам андеррайтинга и оценки потенциального заемщика. А заемщики стали тщательнее продумывать все преимущества и недостатки получения кредита, внимательнее читать кредитные договоры. И все это еще раз подтверждает тот факт, что ожидать бурного роста просроченной задолженности в ближайшее время не стоит.
Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр Морозов подчеркнул, что для коллекторов также будет хорошо, если доля просроченной заложенности в целом по банковской системе будет снижаться. «Просрочки станет меньше, она станет качественнее, нам станет легче работать. В период кризиса у коллекторов работы больше, но она сложнее, в периоды нормального экономического цикла ее чуть меньше, но она легче», – добавил он.
Александр Морозов отметил, что вскоре требования к деятельности коллекторских агентств повысятся, отрасль станет более цивилизованной с принятием закона о коллекторских агентствах.
Отметим, что базовые нормы работы коллекторских агентств Минэкономразвития собирается заложить в проекте закона о взыскании просроченной задолженности. К концу декабря он может быть представлен для обсуждения общественности, но примут его не раньше следующего года.