Бизнес Рустем Усманов и Василя Валиуллина, руководители Центра развития и обучения «Positive»: «Тренинг – это жизнь в сжатом формате»

Рустем Усманов и Василя Валиуллина, руководители Центра развития и обучения «Positive»: «Тренинг – это жизнь в сжатом формате»

В настоящее время профессия бизнес-тренера стала одной из самых востребованных. Крупные компании вводят в свою структуру должность штатного тренера либо создают специализированные тренинговые подразделения, малые и средние приглашают внешних консультантов. Не менее часто встречается и требование, чтобы бизнес-тренер имел свой бизнес, то есть имел опыт не только в качестве специалиста, но и собственника, владельца бизнеса. Соответствовать современным стандартам и сформировать собственный неповторимый имидж в профессионального среде нелегко, однако для настоящего профессионала это естественная составляющая его деятельности. Каким образом люди приходят к этой профессии, какие бизнес-тренеры и тренинги востребованы сегодня в Уфе – на эти и другие вопросы отвечают директор и заместитель директора по развитию Центра развития и обучения «Positive» Рустем Усманов и Василя Валиуллина.

– Расскажите, каким образом создавалась ваша компания?

Василя: Идея создать собственную компанию по развитию и обучению персонала пришла в 2006 году. Я часто анализировала, насколько в нашем городе есть в этом потребность, особенно на примере торговых предприятий. К примеру, заходишь в магазин и отличия очевидны: каков уровень обслуживания клиентов в Москве и каков – в Уфе. Очень хотелось бы, чтобы уровень обслуживания в нашем городе был выше, поэтому увидела для себя большое поле для деятельности. Компанию мы открыли вдвоем с мужем, у нас семейный бизнес.

Конечно, до открытия собственного дела я наработала достаточный опыт. В частности, работала бизнес-тренером Приволжского региона компании «Билайн».

– Каковы основные направления деятельности?

Василя: Основным направлением нашей деятельности являются бизнес-тренинги.

Что такое тренинг? Это отработка навыков. Могу сказать, что вся наша жизнь – это тренинг. Всю жизнь мы отрабатываем какие-то навыки: учимся быть спокойнее, увереннее в себе, ставить цели, учимся выстраивать семейные отношения и так далее. Тренинг – это жизнь в очень маленьком, сжатом формате, когда мы конкретные навыки, которые нам необходимы для работы, осваиваем за очень короткое время. Бизнес-тренинги – это формат бизнес-обучения, к примеру, навыкам продаж, а именно, розничных, корпоративных, телефонных, а также обучения управленческим навыкам.

Кроме того, сейчас многие руководители компаний понимают, что обучать единожды неэффективно, нужно обучать планомерно, выстраивать систему. Для этого у нас есть модульные программы по обучению персонала, рассчитанные на целый год.

Рустем: Модульные программы построены так, что по окончании каждого блока обучения идет оценка полученных навыков. Участники оценивают, что нового они освоили в процессе тренинга, то есть производится некий срез знаний. И потом программа обучения продолжается.

Василя: Особенность наших программ в том, что есть обратная связь с участниками тренингов. Они сдают письменные работы, указывают свои планы развития. Именно такой формат обучения реально помогает бизнесу развиваться более динамично.

– Заказчиками являются компании или можно обращаться индивидуально?

Рустем: Открытые тренинги, то есть предназначенные для широкой аудитории, мы какое-то время проводили в самом начале работы компании, а потом ушли в корпоративный формат, он нам более интересен. Корпоративный заказчик дает большую зону для развития, то есть корпоративные клиенты постоянно требуют чего-то нового, каких-то необычных программ. На их разработку уходит очень много времени. На открытые тренинги практически времени не остается.

Василя: Хотя я думаю, что это наша зона роста. К примеру, тренинги «Психология успеха», «Эффективное общение», «Мастерство публичных выступлений» очень востребованы на сегодняшний день в открытой аудитории, нам есть, что предложить.

– Отразился ли кризис на вашем бизнесе?

Василя: Можно с уверенностью сказать, что кризис сыграл очень хорошую роль в нашем бизнесе. Те компании, которые работали только с Москвой и Екатеринбургом, по финансовым возможностям вынуждены были обратить внимание на региональный рынок, то есть на Уфу. К примеру, с одним из крупных банков ситуация была такова, что он лет пять назад работал с тренерами из Уфы, уровень им показался недостаточным, банк переключился на московских тренеров. Когда бюджеты по обучению во время кризиса урезали, банк снова обратил внимание на Уфу, в частности, нам удалось выиграть тендер на один из тренингов. Тем более что московский бизнес-тренер далеко не всегда означает хорошее качество обучения.

Рустем: Несмотря на высокие цены…

Василя: Есть еще безусловное преимущество в обращении к местным тренерам: мы постоянно на связи, постоянно в диалоге, можем откорректировать программы достаточно быстро и динамично. Кроме того, цена вопроса. Недавно я съездила в Москву на конференцию тренеров, где столичные компании говорили о том, что с регионами будут жестче работать по предоплате. И предоплата возвращаться не будет в случае изменения расписания. Отменять тренинг, смещать по времени, подстраиваться им просто невыгодно.

– Сколько людей работает в вашем центре?

Рустем: Помимо Васили, в центре работают еще два тренера. Кроме того, мы сотрудничаем с фрилансерами. Мы регулярно проводим тренерские встречи, где специалисты обмениваются опытом, делятся новыми знаниями.

Василя: И как основные организаторы конкурса «Бизнес-тренер Уфа-2010» надеемся увидеть новые лица и привлечь их для работы в нашем центре.

– Каждый бизнес-тренер вырабатывает свой индивидуальный стиль работы?

Рустем: Безусловно, нет общего шаблона. Есть некие компетенции тренера, стандарты, они едины. Бизнес-тренер должен владеть определенными навыками, к примеру, уметь управлять группой, решать сложные ситуации, иметь отличные презентационные навыки, уметь составлять программы с отработкой навыка и многое другое.

– Чем определяются эти стандарты?

Рустем: Самой формой проведения тренинга, которая проявляется в активном взаимодействии всех участников, использовании их опыта. Тренер должен уметь как грамотный инициатор задействовать всех, необходимо, чтобы каждый участник тренинга работал. Тренер должен уметь четко и структурно объяснять информацию. Он должен грамотно начинать тренинг, ставить цели, давать обратную связь, позитивную, развивающую и т.д.

– Сертифицируются ли бизнес-тренеры?

Рустем: Сертифицируются, но, как правило, для заказчика эти сертификаты мало что значат, все знают, что их и купить можно, и самому написать. Большое значение имеют, во-первых, рекомендации. Во-вторых, сейчас проводится конкурс среди бизнес-тренеров, итоги которого и покажут, насколько конкретный бизнес-тренер компетентен. На конкурсе есть и письменные задания, где тренер показывает, насколько он владеет знаниями по теме, плюс он ведет блок из тренинга. По этому кусочку, мастер-классу, можно увидеть, насколько он владеет группой, как он преподносит материал, не читает ли он лекции. Тренинги – это активная форма обучения, переключение внимания должно быть через определенные промежутки времени, иначе группа засыпает.

Есть также идеи на одном из сайтов давать независимую оценку тренерам по компетенциям. Чтобы руководители могли видеть, кого они нанимают.

Василя: У меня имеется сертификат профессионального бизнес-тренера, выданный Чешской компанией «DOOR». Пришлось пройти много профессиональных испытаний, прежде чем я получила этот сертификат. (Улыбается.)

Есть очень четкие прописанные стандарты того, как тренер должен вести бизнес-тренинг. К примеру, лекция не должна длиться больше десяти минут, должен соблюдаться цикл Колба.

– Как оцениваете рынок бизнес-тренингов Уфы?

Рустем: Рынок бизнес-тренингов, несмотря на то, что компании есть и работают уже какое-то время, в Уфе слабо развит по сравнению с такими городами, как Москва, Питер, Екатеринбург, Челябинск. На западе в развитых странах бизнес-обучение поставлено совсем на другой уровень, там многие новые для нас методики применялись еще лет 50 назад. В Уфе методики западного образования идут тяжелее, чем в уральской столице, где компаний, работающих в сфере бизнес-обучения, насчитывается более 100, а у нас их можно по пальцам пересчитать.

– Чем это можно объяснить? Внутренним менталитетом?

Рустем: Это и особенность менталитета, и особенности среды, в которой развивался бизнес в нашем регионе. Присутствовала некая обособленность республики, в которой было представлено небольшое число крупных федеральных компаний, и рынок «варился в собственном соку». И сегодня довольно часто приходится объяснять, что такое и зачем нужны бизнес-тренинги и обучение персонала, глубокого понимания важности обучения нет до сих пор.

– Какое определяющее качество бизнес-тренера? Харизма?

Василя: Я очень осторожно отношусь к харизматичным тренерам. Как не каждый спортсмен может стать тренером, так и не каждая харизматичная личность готова и может стать хорошим бизнес-тренером. Тренер должен обладать такими навыками, как последовательность, умение работать с материалами, акцент должен быть сделан не на себе, а на тех людях, которым передаешь этот навык. Главное в тренинге не тренер, а участники, они должны получить результат.

Рустем: Харизматичные тренеры интересны, они привлекают больше внимания и при профессиональном подходе более эффективно доносят знания. Но в то же время харизма тренера – это не самое главное в процессе обучения, и бывает так, что именно какие-то яркие личные качества тренера отрицательно влияют на результат обучения. Должна быть золотая середина между харизмой и профессионализмом.

– Большинство тренеров совмещают свою профессиональную деятельность с другой, например, с консалтингом, оценкой персонала, нередко с преподаванием...

Василя: Известный бизнес-тренер Викентьев (Санкт-Петербург, «Живой словарь бизнес-тренера». – Прим. автора) написал в своей книге, что лучшие тренеры получаются из тех людей, которые поработали в некой области, приобрели отличные навыки. К примеру, у сотрудника, который умеет сам хорошо продавать, есть шансы научить других этому навыку. А потом уже идет специальное образование. Я предпочитаю работать и смотреть на корпоративных тренеров, которые вышли из каких-то крупных организаций, где их обучали во внутреннем университете.

Рустем: Сейчас бизнес-тренер все-таки становится отдельной профессией. Раньше чаще всего было совмещение «менеджер по персоналу – бизнес-тренер».

С развитием компаний и рынка бизнес-обучения загрузка и требования к профессионализму тренеров возрастает.

– Различаются ли мужчины и женщины бизнес-тренеры?

Василя: Женщины более внимательны к деталям. Они более эмпатичны и мягче к участникам. У мужчин, как правило, построено все четко, логично, структурно.

Рустем: Некоторые мужчины-тренеры позволяют в каких-то случаях, к примеру, на тренингах среди руководителей сильные выражения, двусмысленные приколы. На тренинге, который ведет женщина, трудно себе такое представить, это будет выглядеть пошло.

– Бизнес-тренинг – это все же узкоспециализированное либо широкоформатное обучение?

Василя: Что касается Москвы, то там тенденция следующая: появились более узкоспециализированные компании, то есть компании, которые занимаются только ораторским искусством или, к примеру, тайм-менеджентом. В регионах мы пока не можем себе этого позволить: у нас по-прежнему актуальны тренерские супермаркеты. В Москве люди уходят в одну область.

Рустем: У нас подобного явления нет еще и потому, что нет такого объема заказов в одной узкой области. Рынок разнороден, и, чтобы быть востребованными, необходим широкий набор инструментов, часто в рамках одного проекта требуется использование различных программ обучения, поэтому мы всегда в процессе развития и создания новых программ.

– Планы компании на ближайшую перспективу?

Рустем: Набирать профессиональных тренеров, развивать новые направления. В нашей компании есть четкий настрой на позитивное общение, эффективное взаимодействие и результат. С каждым клиентом, с каждой новой задачей рождаются новаторские идеи, новые тренинги, которые мы воплощаем на практике.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления