Отечественному рынку страхования в очередной раз предрекают смутные времена. По мнению рейтинговых агентств, быстрое замедление экономики, сохраняющаяся волатильность на инвестиционных рынках и сокращение потребительского спроса приведут к падению объемов практически во всех сегментах страхования.
Очевидно, что рейтинговые агентства окончательно разочаровались в отечественном рынке страхования. По мнению агентства «Эксперт РА», кризис приведет к сокращению российского страхового рынка, а также может перечеркнуть будущее компаний прямого страхования. Рейтинговое агентство Fitch в отношении дальнейшего развития рынка иллюзий также не питает: российским страховщикам присвоен «негативный» прогноз.
«Прибыльность в секторе в текущем году, вероятно, ухудшится в связи с сохраняющейся волатильностью инвестиционных показателей и давлением на прибыль от андеррайтинга, – отмечает директор в аналитической группе Fitch по страховому сектору Люба Тарнопольски. – Серьезное рецессионное давление уже очевидно в России. Оно может привести к повышению числа заявлений о страховых убытках в связи с увеличением мошеннических действий в страховом секторе, а также требованиями, касающимися контрактных обязательств и финансовых гарантий, по мере того как бизнесы оказываются под давлением экономического спада».
Аналитики уверены, что в текущем году страховщикам не удастся избежать проблем с ликвидностью. Возможности компаний поддерживать прибыльность будут зависеть от их способности управлять рисками, а также от уровня административных расходов и брокерских комиссий относительно сокращения объемов премий и прибыльности.
«Понижение рейтингов российских страховых компаний и прогнозов развития российского страхового рынка вполне обоснованно», – уверена аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева, по словам которой причин для негативных прогнозов несколько.
«Снижение платежеспособности как корпоративного сектора, так и населения, сильно ударит по объемам страховых сборов в различных сегментах страхования, прежде всего, имущественного, – говорит Юлия Голышева. – Это произойдет, с одной стороны, по причине снижения уровня реальных доходов населения, а с другой – в связи с неблагоприятной конъюнктурой в секторе недвижимости и сворачиванием кредитных программ – в большей степени, в автостраховании. Из-за серьезного спада в связи с проблемами в корпоративном секторе и сокращением уровня издержек упадет спрос и на добровольное медицинское страхование».
Однако наиболее напряженной, по общему мнению аналитиков, ситуация выглядит в секторе автострахования. Рост убыточности ОСАГО уже привел к тому, что многие операторы рынка заявили о необходимости выхода из особо «неперспективных» регионов.
По данным РСА, объем страховой премии по ОСАГО в прошлом году вырос на 11% по сравнению с 2007 годом. При этом, в целом, рынок страхования ОСАГО характеризуется ростом убыточности – в некоторых страховых компаниях ее уровень достигает почти 80% от размера премиальных сборов.
«Это объясняется тем, что стоимость автокомплектующих постоянно растет, в то же время стоимость страхового полиса остается фактически прежней. Рост инфляции и девальвация рубля также съедают прибыль страховщиков», – говорит Юлия Голышева.
Среди неблагоприятных для автостраховщиков моментов аналитики выделяют введение с 1 марта права страхователей обращаться в свою компанию и возможность оформления итогов ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Нововведения существенно увеличивают финансовую нагрузку на страховую компанию и грозят ростом случаев мошенничества.
По оценкам «Эксперт РА», темпы прироста взносов по страхованию автокаско в первом полугодии прошлого года составили 35,1%, а во втором полугодии – уже 15,3%. В этом году, объем рынка страхования автокаско сократится на 29% и составит 134 миллиарда рублей. В этих условиях резко возрастет уровень конкуренции на российском страховом рынке и обострится ситуация с демпингом.
Основной «фишкой» компаний по прямому страхованию является идея, что раз страховщик заключает договоры без участия посредников, то, соответственно, он экономит значительные суммы денег и может предложить своим клиентам более дешевые тарифы.
«Мы выступаем с инициативой разрешить законные скидки по ОСАГО до 20% от установленного государством тарифа. Для страховых директ компаний этого выгодно – можно будет смело снизить тариф на 20%, так как мы продаем полисы без посредников и не платим комиссий. Естественно, в первую очередь это будет выгодно и для клиентов», – считает генеральный директор компании «КИТ Финанс Страхование» Сергей Ковальчук.
А пока что надежность компаний прямого страхования некоторыми экспертами ставится под сомнение. «Так как они являются инвестиционными проектами, их надежность при прочих равных условиях ниже, чем у традиционных страховых компаний, – отмечает руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин. – При этом на безубыточный уровень они смогут выйти в среднем через 4-5 лет. Расходы на ведение дела у компаний прямого страхования на первоначальном этапе их создания значительно превышают средний уровень за счет вложений в организацию call-центров, разработку интернет-сайтов и широкомасштабные рекламные проекты».
По мнению Алексея Янина, становится вполне очевидным, что в условиях кризиса выживут далеко не все страховщики. «Если компания прямого страхования имеет сильного собственника, готового финансировать ее даже в условиях кризиса, и проводит грамотную андеррайтинговую политику, то у нее есть все шансы пережить этот кризис и в полной мере использовать преимущества концепции прямого страхования. В противном случае – она будет первой в списке на выбывание», – резюмирует эксперт.
Фото: Фото с сайта Naviny.by