Принятый в конце марта закон о деятельности платежных терминалов, как и ожидалось, был негативно воспринят банковским сообществом. Представители финансовых организаций уверены, что закон «сыроват» и дает владельцам терминальных сетей явные преимущества.
На днях, 25 марта, Госдума в третьем чтении приняла долгожданный пакет законов, регулирующих деятельность по приему платежей населения через платежные терминалы. Однако позже Советом Федерации закон был отклонен. Основной инициатор законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева отмечала, что в процессе подготовки и обсуждения между депутатами возникали жаркие дискуссии. В частности, о допустимости осуществления организациями, которые не являются кредитными учреждениями, деятельности по приему платежей частных лиц. В итоге деятельность не была классифицирована как банковская операция, и владельцев терминальных сетей обязали лишь использовать контрольно-кассовую технику при приеме платежей. Комментируя данное решение, генеральный директор компании «Объединенная система моментальных платежей» Владимир Лопатин назвал его «не столь однозначным для рынка» и выразил уверенность, что доработка подзаконных актов сможет сделать затраты по установке и обслуживанию контрольно-кассовой техники минимальными.
В то же время непроработанность законодательных изменений всколыхнула и банковское сообщество. Так, 13 апреля у министра финансов Алексея Кудрина состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий. Напомним, на прошлой неделе, учитывая серьезную обеспокоенность банкиров в связи с выявленными недоработками, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян направил обращение в адрес глав обеих палат Федерального Собрания. По мнению АРБ, принятие законов без учета мнения банковского сообщества создает угрозу появления параллельной и неподконтрольной государству платежной системы, а также создает условия для нарушения прав плательщиков.
Понятно, что банкиры ратуют за расширение инфраструктуры и доступности банковских услуг. Деятельность «платежных агентов» поставлена под сомнение, банки уверены, что и сами в состоянии эффективно и качественно обеспечить осуществление розничных расчетов населения. Российские банки, как говорится в письме АРБ, имеют широкую филиальную сеть и предоставляют клиентам возможность управления банковскими счетами, в том числе для оплаты столь популярных услуг сотовой связи, коммерческого телевидения и ЖКХ.
«В стране действуют десятки тысяч банкоматов, которые обеспечивают сегодня для всех владельцев пластиковых карт возможность оплатить услуги связи, – отмечает господин Тосунян. – В этой ситуации создание дополнительной небанковской инфраструктуры по сбору наличных платежей не стимулирует переход граждан к более широкому использованию безналичных денежных переводов, ставших более доступными в связи с развитием коммуникаций и банковских технологий».
Эксперты полагают, что в принятом пакете законов также не решен вопрос с отмыванием денежных средств. Депутаты и сами выражали подобные опасения, ведь, по словам госпожи Пепеляевой, из-за отсутствия надлежащего регулирования сферы функционирования платежных терминалов «значительные суммы денежных средств уходили в теневой оборот».
Банкиры вообще сомневаются в содержательности надзора за деятельностью небанковских платежных агентов и продолжают «продвигать» в массы банкоматы, настаивая на том, что введение чрезвычайно затратного требования об обязательном использовании контрольно-кассовой техники при осуществлении операций через банкоматы в дополнение к существующей системе учета является необоснованным. Аналитики же склонны полагать, что в данной ситуации каждая сторона «тянет одеяло на себя».
«По официальной версии, законопроект был отклонен в связи с присутствующим в нем «элементов коррупционности», а также имеющимися противоречиями требованиям ФАТФ – международной группы по противодействию отмыванию денежных средств, – рассказывает аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева. – Однако мы полагаем, что в определенной степени отклонение законопроекта продиктовано поддержкой членами Совета Федерации российского банковского сектора. Ведь платежные терминалы в одобренном Госдумой варианте законопроекта могут составить реальную конкуренцию банкоматам по набору услуг и предоставляемых сервисов».
По оценкам специалистов, принятие закона в текущем варианте заставило бы банки отказаться от трети банкоматов. «Вероятно, в данной связи будет пересмотрена норма, предусматривающая обязательное наделение платежных терминалов фискальной памятью. Кроме того, в целях ужесточения противодействия отмыванию денег может быть понижена планка суммы по операциям, не требующим идентификации плательщика. Также, по мнению сенаторов, необходимо прописать ответственность операторов за утрату средств плательщика, что позволит защитить пользователей терминалов», – поясняет госпожа Голышева.
В завершении отметим, что согласительная комиссия должна обсудить все изменения в законопроекты уже до конца апреля. И хотя некоторые аналитики отмечают, что «потребители на себе практически не заметят перемен», скептики уверены в обратном. По оценкам участников рынка, оборудование терминалов кассовыми аппаратами потребует до 25 тысяч рублей на терминал. «Не исключен рост размера комиссии в связи с нововведениями в среднем на один-два процента. Таким образом, с нынешних трех-пяти процентов комиссия может возрасти до четырех-шести процентов в зависимости от конкретного оператора рынка, места расположения терминала и других факторов», – отмечает Юлия Голышева. А столь высокая комиссия за оперативный платеж для народных кошельков уж точно не останется незамеченной.