В цивилизованных странах домохозяйка, вкладывающая деньги в ценные бумаги, – не редкость. У нас же слово «овердрафт» порой вызывает испуг. Все чаще на разных уровнях говорится о том, что в текущей ситуации многие проблемы возникают от незнания «элементарных» финансов.
Банк «Уралсиб» сообщил, что при поддержке Министерства финансов РФ приступает к реализации масштабной федеральной программы социальной рекламы по повышению финансовой грамотности населения. Как пояснил заместитель управляющего уфимского филиала Банка УралСиб Марат Мансуров, кампания призвана донести до граждан информацию о нескольких простых правилах, соблюдение которых поможет каждой семье увереннее чувствовать себя в современной рыночной ситуации и даст возможность избежать ненужных стрессов и уберечься от ошибок.
«Совместно с Минфином РФ запускается проект по повышению финансовой грамотности населения. Проект будет идти до конца года. Основное назначение – разъяснить, куда вкладываться и куда выгоднее, как обеспечить стабильное будущее для себя и для своей семьи. Это социально ориентированный проект, вызванный тем, что финансовый кризис на сегодня – это прежде всего кризис недоверия. Совсем недавно Ассоциация банков на территории республики проводила опрос, результаты которого показали, что люди Уфы не знают о кризисе. Оказалось, что только 17% жителей Уфы знают о кризисе. Остальные что-то слышали, но не понимают в корне суть. Поэтому нужна своевременная информация. Она не должна замалчиваться.
Практически весь октябрь мы ездили с представителями Национального банка по районам республики. На самом деле видим картину – люди имеют представление, что есть банки, в которые можно только положить деньги и взять кредиты, знания ограничены», – рассказал Марат Мансуров.
В ходе рекламной кампании организаторы напомнят о государственных гарантиях по депозитам граждан в коммерческих банках, входящих в систему страхования вкладов, предостерегут о рисках инвестиций всех сбережений в ценные бумаги, посоветуют в обязательном порядке уточнять эффективную процентную ставку и реально оценивать свои возможности при оформлении кредита. Программа охватит 32 крупнейших города России, в том числе Уфу, и продлится до конца декабря 2008 года.
По мнению председателя подкомитета по содействию и развитию микрофинансирования и кредитной кооперации при комитете ТПП РБ по предпринимательству Елены Ахметшиной, «необходимо, безусловно, повышать финансовую грамотность населения. Причем это должна быть комплексная программа. Всеобъемлющая программа. Программа должна реализовываться быстро, а не иметь результат отдаленной перспективы. Должны быть организованы бесплатные курсы для населения посредством целевого финансирования или предоставлением грантов некоммерческим организациям».
Елена Ахметшина, она же и тренер по программе «Планируй свое будущее» Российского микрофинансового центра, считает, что «необходимо развивать интернет-порталы для управления финансами. Краткосрочные курсы игры на бирже не дают достаточных знаний».
Нужно отметить, что на уровне республики утвержден план мероприятий по повышению финансовой грамотности населения на 2009-2010 годы. Об этом сообщала пресс-служба Национального банка РБ. В частности, в рамках данной программы планируется даже ведение специального курса по основам банковского дела в общеобразовательных учреждениях для школьников.
Хотя многие эксперты уже и ранее говорили, что в систему школьного образования должны быть включены новые курсы, раскрывающие ученикам основные знания и навыки обращения с финансами. Прежде всего введение специального курса по прикладной экономике – «не по экономической теории, а по конкретным прикладным вопросам, с которыми каждый молодой человек неизбежно столкнется в своей жизни».
Это знания о банках и банковских услугах, о том, как заплатить налоги, знания о страховании и пенсионном обеспечении, об основных формах и правилах инвестирования, управления личными финансами. Все названные меры, разумеется, потребуют определенных финансовых затрат. Но эти затраты не будут безвозвратными, фактически это не затраты, а инвестиции в будущее. Инвестиции в человеческий капитал.
Ожидается, что реализация плана мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Республики Башкортостан на 2009-2010 годы позволит создать финансово грамотную клиентскую базу для финансовых организаций, минимизировать случаи ущерба населения от деятельности сомнительных финансовых структур. «Уровень финансовой грамотности низок. И это рождает панику среди людей, когда появляются слухи: сосед соседу сказал и побежали забирать деньги из банка. Если в республике будет такой проект, то банки с удовольствием поучаствуют в нем.
Допустим, если вкладчики придут в банк и потребуют все свои деньги одновременно, то ни один банк не выстоит. Это общеизвестная истина, вот чтобы такого не случалось, люди должны понимать, что происходит на рынке», – отметил Марат Мансуров.
Как в свое время сказал руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец: «Чем больше у населения денег, тем выше спрос на финансовую грамотность. А уровень жизни в нашей стране еще недостаточно высок. Поэтому у нас пока нет большого спроса на СМИ, позиционирующиеся в сегменте «популярные финансы», которые как раз и решают задачу повышения финансовой грамотности. Внимание правительства к финансовому образованию граждан стоит приветствовать».
Но и налаженный процесс обучения полностью всех вопросов не решит, основная проблема заложена в человеческой природе: в иррациональной надежде на чудо в виде финансового успеха без каких-либо усилий. Так что даже грамотный человек все равно периодически будет вкладывать свои деньги в сомнительные финансовые операции и терять их. Повышение финансовой грамотности сможет только уменьшить количество подобных потерь. Хотя понимание законов рынка, возможно, действительно поможет адекватнее вести себя именно в кризисных ситуациях.