«Уфимское моторостроительное производственное объединение» примет участие в производстве нового российского вертолета среднего класса Ми-38. Протокол о намерениях между компаниями Pratt&Whitney Canada, ОАО «Вертолеты России», ОАО «УМПО» и ЦИАМ был подписан в Москве на Первой международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2008. Об этом сообщила пресс-служба «УМПО» (см. наш материал).
На многоцелевом транспортно-пассажирском вертолете среднего класса Ми-38, разработанном конструкторским бюро Миля, будет устанавливаться турбовальный двигатель компании Pratt&Whitney Canada PW 127/TS.
Новый вертолет призван заменить работающий сейчас в стране парк транспортно-пассажирских вертолетов Ми-8 и Ми-17. Первый свой полет он совершил в 2003 году. Был представлен на автосалоне МАКС-2007 в прошлом году. Сейчас первый образец вертолета в типовой конфигурации успешно прошел заводские испытания, подтвердив свои высокие ТТХ. Следующим этапом должно стать проведение сертификационных испытаний.
Руководство «УМПО» выразило уверенность, что «сотрудничество предприятия с крупнейшим мировым концерном открывает новые возможности в освоении международного рынка и зарубежных прогрессивных технологий производства и хозяйствования и поднимает на новый технологический уровень процесс сборки и испытаний двигателей».
Пресс-служба предприятия любезно согласилась ответить на ряд наших вопросов относительно финансовой части этого проекта по вертолету Ми-38.
– Каковы планы по выпуску вертолетов Ми-38?
– До 2025 года запланирован выпуск 250 машин.
– Возможен ли госзаказ на эти вертолеты?
– Изначально этот проект – коммерческий, но теоретически госзакупка возможна, т. к. вертолет функционален, в том числе и по своей грузоподъемности. А значит, ему может найтись применение в самых разных областях. Хочется подчеркнуть, что основные цели серийного производства – это гражданская авиация и экспорт.
– Какой объем может дать этот новый заказ к основному объему УМПО в процентах?
– В первую очередь, это сборка и испытания, производство деталей и узлов этой машины. И работа эта уже идет. С началом серийного выпуска, ориентировочно в 2010 -2011 году, объем изготовления деталей и узлов, сборка и испытания этой машины будут на уровне 15 % и выше от всего объема заказов УМПО.
– Как это отразится на финансовой деятельности УМПО?
– Мы оцениваем это положительно. Предусмотрено целевое инвестирование этого проекта. И если говорить об общем уровне инвестиций в проект, то он составляет 480 млн рублей. Из них 190 млн рублей – со стороны УМПО.
В приемной министерства промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ нам сообщили, что министерство пока не имеет официальной информации об этом соглашении, поэтому прокомментировать это событие не могут.
«УМПО развивает свой бизнес – это хорошо, – положительно оценивает инициативы уфимских машиностроителей директор уфимского представительства ЗАО «Инвестиционная Финансовая Компания «Солид» Михаил Титов. – Но если бы они входили в госкорпорацию, там и деньги могли бы быть совсем другие, и правительственное лобби играло бы свою роль, и мощностей было бы побольше. И уровень заказов, возможно, был бы совсем другой, стратегический».
«Предприятие нашло себе заказ – это хорошо, но со стратегической точки зрения – очень плохо, – как всегда подходит с позиций макроэкономики главный специалист Центра стратегических разработок при президенте РБ Герольд Багаев. – А почему мы будем выпускать канадские двигатели, почему сами не разрабатываем? Где наши двигателисты, совсем школу утратили что ли? Надо было разрабатывать новый двигатель самим, но на паях, а потом выпускать – пусть наполовину, но свой двигатель. Или хотя бы разработанный в пропорции 20:80. Ведь есть же у нас потенциал, лопатки у нас выпускаются лучшие в мире, даже на Airbus и Boeing турбины у нас покупают».
«Тут одновременно надо понимать две вещи: что мы в чем-то слабее, но не везде, – убеждает нас Герольд Багаев. – И использовать на все 100% те моменты, где мы сильнее. А тут мы выпускаем железо, разработанное на основе чужих мозгов. Получается, что мы финансируем канадские мозги. Фактически мы «ложимся под канадцев» и это очень плохо для страны в целом.
Как бы ни ругали сейчас государство за концентрацию в своих руках всей промышленности в советской время, но иначе войну было не выиграть – с помощью разрозненных частных компаний. И всю отрасль не поднять на нужную высоту. Ведь производство авиадвигателей – это высочайший уровень концентрации средств, мысли и финансов. Не случайно, что лучшие ученые были в военно-промышленном комплексе. Так надо было, потому что и сейчас без этого не выиграть наукоемкие отрасли. Именно поэтому мы всего за 4 года войны перешли от фанерных самолетов к реактивным.
И в таких очень дорогостоящих отраслях, как судостроение, авиастроение, атомная энергетика невозможно продвигать научно-технический прогресс без такой концентрации сил. Здесь инвестиции нужны длинные, неокупаемые на первых порах и низкорентабельные. Конкуренция с иностранными крупными игроками типа тех же Airbus и Boeing – совершенно невероятная. Здесь надо концентрировать усилия и мозги, это вам не нефть продавать».
Пожалуй, к словам экономиста нужно прислушаться. Возможно, он и прав – пока мы не поставим на ноги всю авиационную отрасль, включая авиадвигателестроение, не поднимем ее снова на мировой уровень, не сделаем ее конкурентоспособной во всех отношениях и не насытим ее заказами, успокаиваться нельзя. Государство должно стать богатым настолько, чтобы первым закупать передовые идеи наших разработчиков, стимулировать конструкторскую мысль и зарабатывать потом, продавая за рубеж свои, лучшие в мире, самолеты и двигатели.
Это не дело, когда новейший российский вертолет Ми-38, с 2003 года готовый к серийному выпуску, только в 2008 году усилиями самих заводов-производителей находит путь в небо. Неужели нашему народному хозяйству не нужна новейшая техника? МЧС, пожарные, военные продолжают использовать старую технику, а новейшие разработки пылятся в ангарах.
И в этом нет вины предприятий, которые всеми силами стараются поддержать и всемерно повысить свой уровень, сохранить квалифицированные кадры, внедрить новые технологии, а есть вина государства, которое чудесно живет, продавая дорожающую нефть и не заботится о поддержании научного и конструкторского потенциала в стране. Вот что оно думает делать, когда нефть упадет в цене или запасы ее кончатся?
Фото: Фото автора и сайта Airwar.ru