Прокуратурой города Уфы по результатам проведенной проверки внесла представление об устранении нарушений кредитно-банковского и налогового законодательства руководителю филиала ОАО «Уралсиб» в Уфе. Поводом послужило выявление фактов установления и взимания сбора на уплату государственной пошлины в подразделениях банка.
В сообщении прокуратуры говорится: «Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов регламентированы Налоговым кодексом РФ. В соответствии со ст. 60 Налогового кодекса РФ поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. Правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему РФ сборов, пеней и штрафов». Иными словами, банки не могут добавлять от себя дополнительные сборы за перечисление этих видов платежей.
Кроме того, прокуратуру не устроил и тот факт, что в отделениях банка не была размещена информация о порядке и условиях осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, что нарушает Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Положение Центробанка от 1 апреля 2003 года.
Как нам сообщили в пресс-службе банка «Уралсиб», официальное письмо из прокуратуры с этой информацией банком еще не получено, поэтому юристы банка не могут свою дать оценку только лишь по сообщению в Интернете.
Упоминается в сообщении прокуратуры и письмо Федеральной налоговой службы от 20 января 2006 года «Об уплате госпошлины и комиссионного сбора», согласно которому взимание банком с граждан комиссионного сбора при оплате государственной пошлины противоречит положениям Налогового кодекса РФ и является неправомерным.
Тут следует оговориться, что о существовании этого письма банк могли не знать, поскольку этот документ носит разъяснительный характер и является ответом на вопрос о деятельности Донского отделения акционерного коммерческого Сберегательного банка.
Возникает законный вопрос – а кто должен следить за соблюдением банками этих правил, прописанных в Налоговом кодексе? Налоговая инспекция, Национальный банк?
Те, кто имеет автомобили и хотя бы раз ездил в полк ДПС платить штраф за нарушения ПДД, должен помнить, что штрафы там платят прямо на первом этаже, где тоже есть представительство какого-то банка. Причем за уплату штрафа в размере 50 рублей там берут дополнительно еще 10 рублей. Немаленький процент, скажем прямо. А, как оказывается теперь, это тоже противозаконно, хотя такая практика существует уже несколько лет.
Национальный банк, как главный регулятор деятельности кредитных организаций, сам пишет инструкции для банков и проверяет их исполнение. Иными словами, в его компетенцию не входят вопросы оперативной деятельности банка и установление ими комиссий, сборов, процентов. Единственное, что смог сделать Банк России в последнее время – это заставить банки раскрывать эффективную процентную ставку по кредитам.
С другой стороны, и налоговая отвечает только за уплату гражданами налогов, пошлин и сборов. А сам процесс оплаты и те проценты, что берут с плательщика банки в процессе ктого – из поля его зрения выпадают. Хотя все инструктивные письма, да и Налоговый кодекс имеют к этому ведомству непосредственное отношение.
«По платежам в бюджет действительно никаких комиссий брать нельзя, – подтвердил нам начальник отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ УФНС РФ по РБ Сергей Шурыгин. – Но отслеживание работы банков находится не совсем в нашей компетенции. Наша служба следит за своевременностью и полнотой уплаты налогов».
Может быть, прокуратура ведет свой постоянный мониторинг и, найдя сейчас нарушение у одного банка, призовет всех банкиров к ответу? Возможно, что они и не знают, что назначая дополнительные комиссии, нарушают законодательство? Но после этого прецедента, по логике вещей, все должно измениться и все банки перестанут брать с нас лишние сборы?
«Поводом для проверки прокуратуры послужила жалоба граждан, – сообщила нам старший помощник прокурора РБ по взаимодействию со СМИ и общественностью Лариса Кучина. – Любой человек может обратиться в прокуратуру с жалобой, и мы будем разбираться. Без повода мы проверки не проводим».
Получается, что у нас в стране нет определенной стройной системы. Каждое ведомство отвечает за свой участок, и все видят, что банки нарушают законодательство и берут свои дополнительные сборы, но сделать ничего не могут, пока не поступит жалоба от самих граждан в прокуратуру. Вот в чем парадокс! Граждане сами должны заботиться о защите своих прав в этой стране. Один банк исправит свою работу, а остальные будут продолжать противоправные действия – до следующего заявления в прокуратуру.
Поэтому пока кто-то из тех же автомобилистов не принесет в прокуратуру заявление, со всех нас так и будут брать дополнительные сборы помимо штрафов.