Россию в ближайшее время ждет второй скачок инфляции. Административные меры воздействия на рыночные цены дают свои первые негативные плоды. Росстат на этой неделе сообщил о сокращении производства продуктов питания в стране.
По данным Росстата, в первом квартале 2008 года по сравнению с тем же периодом прошлого упало производство цельномолочной продукции, правда, пока не очень значительно – всего на 0,1%. Производство муки уменьшилось на 1,2%, сыров производители выпустили на 3,2%.
Хуже всего у нас ситуация с сахаром – его производство упало аж на 51,8%! И это в преддверии лета, когда спрос на сахар в России традиционно вырастет на порядок. Хлеба и хлебобулочных изделий выпущено на 3,1% меньше, что также не может не тревожить.
Обнадеживающих новостей немного. Выросло в стране производство растительного масла – на 19,2%, мяса – на 19,7%. Увеличилось производство колбас на 9,9%, крупы – на 5,4%. Не пострадало и производство пива – оно даже превысило прошлогодний уровень на 0,4%. Слабым утешением является и увеличение производства виноградных вин на 13,3%.
Ситуация с производством продуктов все сильнее затягивает узел проблем. Замораживание цен на социальные продукты, предпринятое правительством для ослабления влияния инфляции на незащищенные слои населения, вызвало обратный эффект – ударило по производителям, которые теперь снижают производство, тем самым еще сильнее усугубляя ситуацию.
Одним из первых озабоченность высказал аналитик «Тройки Диалог» Антон Струченевский: «Цены у нас растут из-за того, что спрос превышает предложение. А теперь мы видим, что предложение дополнительно сокращается».
Заместитель генерального директора по экономике ЗАО «Башбакалея» Расима Шарипова немного успокоила нас: «Нет, по сахару мы пока никаких существенных изменений не видим – ни по предложению, ни по ценам. Все пока на прежнем уровне».
Отдел маркетинга «Сахароптторг», занимающий в основном сахаром-рафинадом в пачках, также сообщил, что никаких изменений в поставках высококачественного сахара не ощутил.
«У нас в Башкортостане другая проблема, – пожаловалась заместитель по экономике Чишминского сахарного завода Ольга Иванова. – Производителей сахарной свеклы почти не осталось. Мощности завода позволяют перерабатывать гораздо больше, но нет сырья. В республике 4 завода: Раевский, Карламанский, Мелеузовский и наш. И мы просто боремся за сырье. Сейчас организуем уже поставки сахара-сырца из Бразилии, потому что не из чего делать».
Получается, что проблема гораздо глубже, чем просто сокращение производства – происходит уменьшение оборотов уже на уровне поставщиков сырья.
«В этих данных Росстата очень важна избирательность, – подчеркивает ведущий специалист Центра стратегических разработок при президенте РБ Герольд Багаев. – Поскольку хлеб, производство которого упало в меньшей степени, является продуктом устойчивого спроса. Потребление его практически не зависит от цены – его всегда берут.
Хотя, продавая часть хлеба по замороженной цене, производители другие сорта хлебобулочных изделий продают по рыночным ценам. Однако их потребление тоже падает из-за высокой цены. Средневзвешенная цена выросла, а потребительский спрос платежеспособной массы населения заторможен».
Тут все правильно с экономической точки зрения, – продолжает наш эксперт. – Раз спрос в деньгах такой же, а предложение стало дороже, значит, единиц предложения на рынке будет востребовано меньше. Все четко – закон равновесия. Знаменитый рыночный крест – он работал, работает и будет работать вопреки всем действиям по заморозке цен! Замораживание цен – это «дохлый номер», оно не просто вредно, оно вообще антирыночно».
Что же будет, например, с хлебом? Не будут ли производители из-за малого спроса продавать хлеб на экспорт?
«На этот год Алексей Гордеев уже заявил, что «мы рассчитываем на то, чтобы продать за рубеж 12 млн тонн хлеба», – объясняет наш собеседник. – В прошлом году было 8 млн. И причина здесь в том, что там цены выше – продавать выгоднее, а здесь, извините, народ уже даже хлеб не берет. А он уверяет, будто причина в том, что мы – часть глобальной экономики. Но это – подмена причины. Все время идет спекуляция на незнании людей».
Когда же, где и как отразится снижение производства продуктов? Может быть, уже к лету мы ощутим острый недостаток того же сахара и цены от недостатка предложения взлетят еще сильнее? Чего надо ждать?
«Аунется» это нам по двум направлениям, – дает свой прогноз наш аналитик Герольд Багаев. – Первое и очевидное – это снижение объемов спроса, у решающей части населения (процентов 50-70). То есть в килограммах и тоннах на человека потребляться будет меньше, даже таких продуктов, как хлеб. Не говоря уже о мясе.
Производители, у которых упадет спрос, либо пойдут за рубеж, либо сократят производство и зарезервируют мощности. Второе следствие – к нам придет импорт. Причем дешевый импорт «выдавит» отечественные товары. В прошлом году в Башкирии объем импорта продовольственных товаров вырос на 70%. О втором скачке инфляции можно даже не говорить – она растет и будет расти непрерывно. А сокращение производства только усугубит положение. Это – стимул для инфляции. Просто классика Черномырдина: хотели как лучше, но когда не понимаешь рынок – получается как всегда плохо. Рынок не надо любить – его надо уважать! Его надо знать и понимать».
Получается, что зря мы надеемся на уверения государства, что якобы оно предпринимает шаги по снижению инфляции. Административное управление рынком невозможно, и нам следует ждать продолжения роста инфляции после популистских, но антиэкономических мер правительства.