По данным, предоставленным нам Башкортостанстатом, официальная инфляция в Башкортостане за 1 квартал 2008 составила 4,5%. За март она поднялась на один процент. По отношению к первому кварталу прошлого года, инфляция выросла на 13,7%, а если сравнивать март этого года с мартом 2007 – то расхождение достигнет 14,1%. Напомним, что по официальным данным на 1 января 2008 года уровень инфляции в Башкортостане за год составил 12,6%.
Сравнительные данные 1 квартала этого года по отношению к этому же периоду 2007 года дают следующую картину. Рост оборота организаций Башкортостана составил 49,4%, индекс промышленного производства вырос на 11,6%. Ввод в действие жилых домов увеличился всего на 5,8%, а вот объемы строительных работ в рублях выросли на 26,8%, что можно объяснить удорожанием строительства.
Интересен и результат по объему сельхозпродукции республики, выраженной в рублях – он вырос всего на 2,1%. Если учесть возрастание цен на продукты питания, а, следовательно, и на сельхозпродукцию, то получается, что реально (в литрах молока, килограммах картошки) производство даже упало.
Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе–феврале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 19,3%, и составили 8666 рублей, соответственно реальная начисленная заработная плата – на 9,3% и 12 051 рубль.
Оборот оптовой торговли в денежном выражении тоже увеличился всего на 5,1%, а вот розничные обороты возросли на 30%.
Это наводит на мысль о том, что последнее число можно в некоторой степени считать отражением реального уровня инфляции в республике. Ход рассуждений может быть таким: в условиях выросших цен население республики потребляет товаров в розничной торговле примерно столько же, как и год назад. Причем, кое в чем себе даже стало отказывать из-за высоких цен. То есть обороты в литрах, килограммах и штуках товара выросли незначительно.
А розничная торговля – это как раз та часть постоянных и ежедневных расходов населения, без которого оно прожить просто не может, причем без поправочных коэффициентов на частоту использования тех или иных товаров в течение жизни. Сюда входят как раз все товары повседневного спроса, которые наши жители приобрели за год. И именно в тех жизненно важных пропорциях, которые актуальны для людей. Единственное, что сюда не входит – услуги населению, учитываемые при расчете официальной инфляции.
Поэтому логично, на наш взгяд, сделать заключение о том, что увеличение розничных оборотов, при незначительно увеличившемся потреблении, как раз и отражает реальный рост уровня инфляции, поскольку выражается в рублях. То есть реальная инфляция за год у нас составила около 30%.
«В этих цифрах по объемам розничной и оптовой торговли рост цен убирается, все делится на индекс цен, – не соглашается с нашими умозаключениями начальник отдела статистики и услуг Башкортостанстата Ляля Шафигуллина. – Мы даем цифры уже в сопоставимых ценах. Существует специальный отдел цен, который ведет наблюдение и регистрацию за ценами и дает данные нам. По розничной торговле рост оборотов в натуральных показателях не считается. Есть только данные по водке в декалитрах».
«Для точной оценки надо разделить показатели в натуральных и стоимостных показателях, – уточняет главный специалист Центра стратегических разработок при президенте РБ Герольд Багаев. – Важно понять структуру реализации, а ее можно оценить только по натуральным показателям. Как оценить потребление? Я думаю, что бедная часть населения даже сократила потребление. Средняя часть, скорее всего, осталось на том же уровне, хотя и ухудшило потребление по качеству в пользу более дешевых товаров. А вот зажиточные, наоборот, увеличили свое потребление».
Мы начинаем спорить: если принять, что в среднем уровень потребления остался тем же, что и год назад, а оборот розничной торговли вырос на 30%, то можно ли считать, что это увеличение отражает уровень инфляции?
«Если бы кто-то у нас посчитал рост оборота в натуральных показателях, и они действительно остались бы на том же уровне, то прирост можно было бы объяснить только инфляцией», – соглашается Герольд Багаев.
Нас все-таки удивляет официально принятая методика подсчета уровня инфляции, с которой нас ознакомили сотрудники Башкортостанстата (о чем мы уже писали), в той части, где для учета цен на продукты выделено чуть больше 100 позиций учета, а на вещи, которые приобретаются далеко не каждый день – выделено в 2 раза больше – 238. Учет мужских курток в четырех позициях, а молока в одной, нам кажется все же неоправданным с точки зрения математических подсчетов.
«Недостатки методики подсчета уровня инфляции действительно очень большие, – кивает головой наш эксперт. – Упрощение расчетов дает, как правило, «вымывание» тех строчек, по которым идет самый бешеный рост цен, а это самые потребляемые для жизни товары. Правильнее было бы считать рост цен отдельно – по молоку, по мясу, по маслу. Но при этом опять вкрадется ошибка по структуре потребления людьми этих продуктов.
В первую очередь при росте цен люди отказываются от дорогих или менее значимых для них товаров. Но хлеб берут всегда, хотя качество потребляемого хлеба снижается – булки покупают уже меньше, чем дешевые батоны. Происходит понижение качества».
По мнению Герольда Багаева, перекосов здесь два: первое – плохая методика подсчетов, второе – неучет того, что меняется структура потребительской корзины. И меняется гораздо быстрее, чем учитывается.
Структура, взятая для расчета индекса инфляции, фактически не соответствует структуре потребления среднего человека. Методика предполагает идеальный вариант, как будто средний человек может себе позволить купить что угодно. Но в жизни так не бывает. Общей массы доходов среднему человеку не хватает, чтобы удовлетворять все потребности. Есть у нас и бедные люди, а есть и почти нищие.
Как бы нас не убеждали правительство и статистические органы, каждый из россиян внутри чувствует, что в официальном уровне инфляции что-то не так считается, потому что цифры нам приводят одни, а глаза наши в магазинах видят другое. И если раньше можно было на 500 рублей купить кучу продуктов для семьи на неделю, то сейчас только молоко, пачка масла, творог и сметана вырывают из семейного бюджета почти 200 рублей. То есть внутри зреет неприятное ощущение: чувствуешь, что тебя обманули, но не понимаешь – в чем.
Фото: Коллаж Анны СМИРНОВОЙ