В пятницу, 14 марта, глава Минсельхоза Алексей Гордеев заявил, что в конце марта Правительство рассмотрит поправки к Федеральному закону «О торговле», где планируется закрепить ограничение торговых наценок на социально значимые товары. Исключение станет правилом. Однако произойдет это или нет – пока неизвестно, поскольку министр признался, что его ведомство еще спорит по этому вопросу с МЭРТ.
В этот же день Алексей Гордеев вместе с премьер-министром Виктором Зубковым посетили племенной завод «Детскосельский» в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, где директор Юрий Брагинец рассказал им о том, что российские сельхозпроизводители страдают от замораживания цен.
Оказывается, производители продуктов питания предпочли не снижать собственные издержки или отказаться от части прибыли, а покупать более дешевое сырье. И не у отечественных сельхозпроизводителей, а за рубежом.
В качестве примера был приведен такой расчет. Сейчас себестоимость молока составляет 12,5-13,0 рубля за 1 литр, а сдают на молочные заводы его по цене 17-20 рублей. Причем из-за замораживания цен на соцпродукты цена закупки упала на 1,5 рубля. А порошковое сухое молоко продается по 90 рублей за 1 кг, из которого получается 7 литров молока. Получается, что производителю выгоднее делать менее качественное, но более дешевое молоко из порошка. И поставки дешевого импортного сухого молока сейчас выросли, по словам Алексея Гордеева.
Получается, что благо для покупателей обернулось бедой для отечественных сельхозпроизводителей. Да и качество продуктов от этого падает. Кроме того, торговые сети обещали не поднимать цены только на «социально значимые товары». А в среднем, по данным Росстата, молоко и молочная продукция за январь подорожала на 2,3%, а за февраль – еще на 2 %. Так что выигрыша почти никакого – одни убытки. А что происходит у нас в республике?
Как нам сообщили в отделении Россельхознадзора РБ, никаких изменений в поставках сухого молока в республику нет. Как по кормовым, так и по пищевым сортам.
Глава Государственной хлебной инспекции РБ Назип Шарифуллин с большим сожалением сообщил: «В 2006 году премьер Фрадков снял с нашей инспекции функции проверки качества хлеба. Теперь мы отвечаем только за ввозимое в республику зерно. Зерно ввозится хорошее, за это я могу поручиться, а вот за качество хлеба теперь никто в республике не отвечает, к сожалению».
Значит, за качеством хлеба у нас даже проследить теперь некому. А как с молоком? Может быть, так же как в Москве и Питере?
Заведующая производством Уфимского молзавода Гульнара Шугаюпова даже возмутилась нашему вопросу про сухое молоко: «Кто же у нас будет связываться с сухим молоком? Иногда это вводится как вынужденная мера, но сейчас мы производим только из натурального. Кроме того, качество ввозимого сейчас сухого молока из Белоруссии и Украины невысокое, очень много фальсификаций. Да и проверить добротность сырья при закупке невозможно – только когда проведешь обратный процесс и получишь молоко из сухой смеси. Для этого нужно другой технологический процесс делать, а это лишние затраты».
Получается, что до нас эта волна ухудшения качества еще не докатилась, хотя аргументы приводятся экономически верные, и, если закрепить законодательно экономические санкции по росту цен на социальные товары, то, думается, и в нашем регионе будут делать дешевый хлеб из некачественного сырья и молочные продукты из порошка. И вообще, воевать административными мерами против рынка – дело бесполезное изначально. Регулировать цены надо другими методами.
Фото: Коллаж Анны ВИТЕНБЕРГ