Средний класс в России уже сложился и растет – такой вывод содержится в опубликованном исследовании компании «Росгосстрах».
Центр стратегических исследований страховой компании, сделавший такие выводы, основывался, как сообщается, на статистике Росстата и косвенных индикаторах, к которым относятся оборот рынка жилой недвижимости, структура рынка туристических услуг, структура автопарка и рынка автотранспорта, использование россиянами Интернета, наличие в семьях домашних компьютеров.
К среднему классу специалисты «Росгосстраха» отнесли жителей с доходами от $500 до 3 тысяч на члена семьи в месяц или более $25 тысяч в год на семью. По их данным, число россиян с таким уровнем доходов выросло в 2007 году на 65%. Каков же в целом процент таких людей в структуре населения России – этих данных в сообщении нет. В переводе на более понятные цифры, доход семьи должен быть более 625 тысяч рублей в год или, как минимум, 52 тысячи в месяц.
Основным аргументом в пользу своих выводов «Росгосстрах» считает статданные по Москве и Санкт-Петербургу: в 2007 году более 36% московских семей обладало ежемесячным доходом на одного человека более 10 тысяч рублей и 10% – более 57 тысяч рублей на члена семьи в месяц. В северной столице доходом более 10 тысяч рублей на человека обладают около 30% населения, а 10% «самых состоятельных петербуржцев» имеют доход более 28 тысяч рублей на члена семьи в месяц.
С этими данными можно и поспорить, если взять среднестатистическую семью из трех человек и доход на каждого будет по 10 тысяч, то в сумме получим 30 тысяч, а никак не 52 тысячи, о чем говорилось выше.
Да и вообще – правомерно ли судить о среднем классе только по доходам и по выборке в двух мегаполисах страны? По данным налоговой инспекции, в Башкортостане тоже есть богатые люди, и даже есть миллионеры – по итогам 2006 года таких жителей, чьи доходы были свыше одного миллиона рублей, в республике нашлось 5 тысяч 143 человека. Но это менее тринадцати сотых долей процента населения.
«Судить о среднем классе, который формирует общество в целом, по одному уровню доходов нельзя, – считает руководитель отдела статистики уровня жизни населения Башкортостанстата Салават Кадыров. – Средний класс – это люди чаще всего с высшим образованием, образующие основу гражданского общества. Они ходят на выборы, формируют мораль и нравственность в обществе, имеют свой дом и определенный уровень доходов».
Частный предприниматель из Уфы Ринат Валиуллин представителем среднего класса себя не ощущает: «К среднему классу я не отношусь. На мой взгляд, средний класс должен иметь некоторую стабильность в жизни и доходах. А что будет с моим бизнесом через год или два – я сказать не берусь. Сегодня я зарабатываю, может быть, чуть больше, чем другие, но стабильности нет. И в стране в целом – мы пока живем за счет нефтедолларов. Автомобили мы покупаем импортные, строительные материалы у нас импортные, мебель тоже. Что мы производим? Черный металл? Даже бензин не продаем, а торгуем сырой нефтью. Откуда тут взяться среднему классу, если неопределенность по стране в целом»?
«Если бы государство хотя бы не мешало бизнесу, средний класс мог бы развиваться, – считает владелец уфимской фирмы строительных материалов Виктор Колесников. – А то все пущено на самотек. Чиновники ходят на работу за номинальной зарплатой, а сами зарабатывают на своем произволе. Им все равно, чьи интересы лоббировать – лишь бы платили больше. В таких условиях никогда не знаешь, что будет завтра. Может быть, будешь сидеть, как Ходорковский. И судить по Москве об уровне жизни во всей стране – глупо. Там меньше чем за тысячу долларов народ даже работать не будет, а у нас большинство за 7-9 тысяч рублей в месяц работает. Что уж тут сравнивать? Я бы тоже со своими доходами в Москве нищим выглядел, а в Уфе вы меня за средний класс приняли!»
Среди служащих найти средний класс тоже трудно. Менеджер Сергей Коростельков: «Ну какой же я средний класс? Да, мы с женой зарабатываем вместе тысяч 30-40. Детей нет. А если надумаем? Какой у нас доход тогда будет на каждого? Сейчас платим кредит за машину, а вот ипотеку даже не решаемся брать».
По мнению руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, всеми признаками среднего класса обладают сейчас не более 10% россиян. Президент РФ Путин поставил задачу сформировать средний класс и довести его к 2020 году до 70 процентов населения – и пока мы можем только порадоваться за Москву и Санкт-Петербург, где, судя по исследованиям «Росгосстраха», эти решения уже вовсю воплощаются в жизнь.
Беда еще и в том, что за суетой жизни некогда даже подумать – а к какому классу кто из нас относится? Раньше все было проще – был класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых, а теперь куда себя относить – никто толком не знает.
Фото: Фото с сайта www.rb.ru