Все-таки прав был один старый аксакал, который говорил, что в России без царя нельзя. Почти 10 лет велись разговоры о снижении налоговой нагрузки и упрощении расчетов по самому сложному налогу – НДС. А вот принял президент представителей малого и среднего бизнеса, выслушал, дал поручения – и закрутилось колесо...
Последствиями визита председателя «Деловой России» Бориса Титова и президента «Опоры России» Сергея Борисова к президенту РФ Путину в прошлый четверг стали следующие события. Премьер Виктор Зубков устроил «разнос» в правительстве и подписал документы, касающиеся Инвестиционного фонда и концессий. Министр финансов Алексей Кудрин тоже встретился с Борисом Титовым, и стороны наметили провести ряд встреч по реализации поручений президента. Правда намечавшаяся на 6 ноября встреча «ходоков» от малого и среднего бизнеса и министра экономического развития и торговли Эльвиры Набиуллиной перенесена. По предварительным данным на 22 число.
Один из основных вопросов был по изменению администрирования НДС. Что же нового предлагается? Вкратце Титов сформулировал это так: «Налог остается таким же – НДС. Просто его начисляют на другую налогооблагаемую базу без переходного исчисления входящего и исходящего налога. А начисляется он только собственно на добавленную стоимость, которая была в этой компании сделана. То есть это прибыль, амортизация, фонд оплаты труда и ЕСН, который начисляется на фонд оплаты труда. И очень простая схема: никаких переходящих НДС, никаких счетов-фактур огромного количества, которые сегодня мы вынуждены представлять в налоговую инспекцию. Этот налог будет исчисляться очень просто» (http://deloros.ru/press/news/?id=6714).
В качестве аргументов приводятся следующие соображения: предлагаемая система администрирования НДС не вызовет дополнительных расходов. Более того, при сохранении нынешней ставки за год бюджет получит дополнительно порядка 69 млрд рублей. Кроме того, по словам Титова, изменение порядка администрирования НДС примерно на треть сократит расходы налоговых органов и предпринимателей, ведь на обслуживание его уходит до 60 процентов рабочего времени. Еще один аргумент – система позволит снять проблему фирм-однодневок, с помощью которых уходят от уплаты налогов.
Московские эксперты выразили сомнения: фирмы-однодневки этот метод не исключают, так как основан на учете затрат, уплаченных поставщикам, среди которых тоже могут оказаться однодневки. К тому же прибыль в фонд оплаты труда уже облагается налогом на прибыль и ЕСН, нужно ли вводить дублирование? Нигде в мире этот метод не применяется, хотя давно известен.
Уфимские специалисты пока не определились с тем, как относиться к подобному нововведению. Так, например, аудитор, налоговый консультант, старший преподаватель БАГСУ Анна Климова хотела бы поинтересоваться у разработчиков нового закона: «Сразу возникает вопрос: «А где наценка?» В 91 – 92 годах уже был такой опыт – торговые организации и общепит платили НДС с торговой наценки. В прежнем законе давалась подробная преамбула: что такое «добавленная стоимость»? И в этом основная проблема. Еще Карл Маркс пытался дать определение этому термину».
Сейчас ст. 146 дает термин «обороты по реализации», но не выделяет добавленную стоимость как объект. Если изменится начисление НДС, то в новой редакции должно быть четкое определение создания добавленной стоимости в процессе производства.
Относительно сомнений по поводу двойного налогообложения – согласно НК дважды нельзя облагать налогами одну и ту же базу. Без дополнительной информации сейчас сложно судить. Но специалисты разберутся. Ведь прибыль и добавочная стоимость – вещи разные, и найти объект налогообложения для НДС, не пересекаясь с другими налогами, можно.
Рады этим изменениям в расчетах НДС будут не только бухгалтеры, но и налоговики. Ибо проверки «входного» НДС занимают у них огромное время. Доволен и главный бухгалтер МУП «Уфаводоканал» Юрий Лешуков: «С одной стороны, это очень интересное предложение – отказаться от счетов-фактур и от входящего НДС. Естественно, в этом случае сократится объем работы бухгалтерии и финансовой службы, уменьшится количество формальных придирок со стороны налоговых органов. Однако возникает ряд вопросов по высказыванию Б. Титова (приведено выше – авт.). Конечно, похвально желание сделать самый сложный налог самым простым для исчисления. Но слабо верится, что такое возможно в принципе».
Вопрос 1. Сейчас основной объект обложения НДС – реализация товаров (ст. 146 НК РФ). Что будет являться объектом по предлагаемой схеме?
Вопрос 2. Налоговая база по НДС будет исчисляться очень просто: амортизация + ФОТ + ЕСН + прибыль. Если разобрать налоговую базу по составляющим, то получается следующее:
1. НДС облагается «ФОТ + ЕСН». Во-первых, накручивается налог на налог (НДС на ЕСН). Во-вторых, прямолинейное накручивание НДС на ФОТ может привести к соблазну возврата выдачи зарплат «в конвертах».
2. В налоговую базу включается прибыль предприятия. Какая прибыль – полученная по данным бухгалтерского учета, или рассчитанная по правилам главы 25 НК РФ? Или же будет вводиться третий вариант расчета прибыли – для расчета НДС?
3. В налоговую базу включается амортизация. Однако специфика деятельности российских предприятий сильно отличается: существуют фондоемкие предприятия (добывающие, производственные отрасли, ЖКХ), имеющие высокую долю внеоборотных активов, и фирмы, практически не имеющие основных фондов (аудиторские, юридические, консультационные). Таким образом, нагрузка увеличится на первую группу предприятий.
Наконец, последний вопрос: за счет чего бюджет получит дополнительно 69 млрд руб., если предполагается снижение нагрузки на предприятия?
Резюмируя вышесказанное – идея заслуживает внимания благодаря основной мысли – упрощению администрирования. Однако рассчитывать на то, что этот налог будет исчисляться очень просто, я думаю, не стоит.