Россия ждет очередной глобальной реформы энергетики. Специалисты пророчат неизбежный скачок цен на электричество. Но в Башкортостане события будут развиваться несколько иначе.
В ноябре прошлого года правительство РФ приняло решение о переходе к полной либерализации рынков газа и электроэнергии. Первого сентября 2006 года была запущена новая модель оптового рынка электроэнергии (мощности) (НОРЭМ), по которой будет происходить этот постепенный переход к рыночным отношениям в энергетике. Уже к концу этого года доля свободного рынка должна составить около 25%.
Таким образом, к 2011 году цены на электричество полностью станут рыночными для промышленности, а к 2014 году это коснется и населения. Ожидается, что именно рядовые потребители сильнее всего пострадают от роста цен. Летом 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование. Авторы реформы считают, что реорганизация энергохолдинга должна привести к созданию конкурентной среды производства и сбыта электроэнергии. Государство больше не будет устанавливать цены, они будут определяться рыночными отношениями.
Специалисты обсуждают возможные сценарии развития событий и предполагаемые уровни цен, которые установятся после этой реформы на новом рынке электроэнергии. Эксперты Института проблем естественных монополий говорят о том, что уже в 2007 году реальные цены на электроэнергию для оптовиков выросли на 14% в европейской части, и на 11,5% в районах Сибири. Отсюда делается вывод, что, если государственное регулирование будет снято, цены не могут не взлететь.
Государству принадлежит контрольный пакет акций РАО «ЕЭС» – 52%. И оно выступает инициатором реформирования. Поэтому спорить тут бесполезно. Крупные держатели акций – «Газпром», «Норильский никель» и СУЭК, владеющие 14%, также заинтересованы в реформе. А как же остальные акционеры?
На днях информационные агентства сообщили, что на внеочередном собрании акционеров более 95% из них одобрили самороспуск РАО «ЕЭС». Почему? По мнению специалистов, мелкие акционеры обменивают свои акции на более доходный пакет из акций 23 компаний, которые придут на смену РАО "ЕЭС". Против решения о ликвидации высказались 3,2 процента голосовавших акционеров, но руководство РАО к этому было готово, и даже зарезервировало 109 миллиардов рублей, чтобы выкупить этот пакет акций.
Но бояться «дикого рынка цен» в энергетике страны не надо – государство оставляет за собой «право решающего голоса». Например, доля государства в создаваемой «Федеральной сетевой компании» должна составить не менее 75 процентов, а в «ГидроОГК», в состав которой войдут все гидроэлектростанции, – около 60 процентов. Функции контроля за энергетикой после первого июля 2008 года будет выполнять Росэнерго и некоммерческое партнерство «Совет рынка».
Чтобы понять, как эта грандиозная реорганизация затронет жителей Башкортостана, мы обратились к представителю ОАО «Башкирэнерго» за разъяснениями. Наш источник сообщил, что смотреть на прогнозы РАО «ЕЭС» нам не надо. Энергосистема Башкортостана к ведению РАО «ЕЭС» не относится. И рассказал о том, что, когда Чубайс создавал свою «империю», три энергосистемы (Башкортостан, Татарстан, Иркутск) в нее не вошли. Развивались они тоже по своим законам. В чем же суть идеи Чубайса? Любая энергосистема состоит из разных частей. Электростанции вырабатывают электричество, линии электропередач ее передают, теплоэнергию вырабатывают ТЭЦ и так далее. Так вот в РАО «ЕЭС» объединили всех по принципу: электростанции – под одно руководство, линейщиков – под другое, ТЭЦ – под третье… Укрупнили. Возможно, что другого пути спасения единой энергосистемы в масштабе страны тогда просто не было. А что получается сейчас на практике? К примеру, сломалось что-то у линейщиков в Челябинске. А для решения проблемы им надо ехать к своему руководству, скажем, в Екатеринбург. Неудобно.
В «Башкирэнерго» все не так. Да, каждую службу выделили в отдельную компанию, но подчинены они единому центру. И все находятся компактно, в одном регионе. Генерирующая компания, Электросети, Теплосети, Энерготеплоремонт, Энергосбыт – каждый решает свои задачи. Любая проблема решается быстро. И руководство РАО «ЕЭС» тут не распоряжается – на руках у них только 21% акций «Башкирэнерго», которые оно недавно решило продать, – все равно не знает, что с ними делать.
Так что энергетика Башкортостана развивается по несколько иному сценарию, чем в большинстве регионов России. Да и рыночные механизмы внутри нашей энергосистемы давно уже работают. И расхождение оптовых цен с розничными сейчас не так уж велико. Поэтому бояться сильного повышения цен на электричество для населения республики не стоит.