Репутация — это главное: как избежать мошенников и сберечь свои деньги при продаже автомобиля

О плюсах работы с представителем официального дилера — в интервью с экспертом

Поделиться

1 590

Низкая цена товара не всегда гарант того, что вы получите его в том виде, в котором обещает продавец

Фото: Тимур Шарипкулов

Главная ошибка, которую допускают автовладельцы при самостоятельной продаже машины, это попытка поскорее найти покупателя, основываясь на полученной в интернете информации. При этом многие не знают ни специфики рынка, ни ситуации в конкретный момент времени. А ведь бывают сезоны высокого спроса, когда машины меняют своих хозяев достаточно быстро, а бывают — низкого, когда «железных коней» сложно продать месяцами. Есть опять же фактор ликвидности автомобиля. Многие автовладельцы открывают интернет и ориентируются на верхний сегмент рынка, считая, что их автомобиль должен продаться дороже. Зачастую они не учитывают реального технического состояния машины или историю владения. Как итог, машина долго стоит на месте и ждет своего часа. И вот тут-то появляются перекупы. Они выбирают те объявления в интернете, которые уже долго «висят» в ленте. Как правило, продавец уже согласен на любую цену, которую ему предложат, лишь бы избавиться от автомобиля. Тогда за дело берутся перекупщики.

Как не попасться на их удочку, рассказал руководитель группы департамента автомобилей с пробегом компании «ТТС» Ленар Шакиров.

— Один звонит, предлагает низкую цену, звонит второй, предлагает еще ниже, третий — вообще копейки. И тут звонок от первого. И клиент думает: ну хоть продам чуть подороже, чем предлагали те двое, — говорит Ленар Шакиров.

Если перекупы не идут к клиенту, то отчаявшийся продать машину клиент идет к перекупам. Дальше разворачивается настоящая психологическая атака.

— Понятно, что к автомобилю с пробегом всегда можно придраться. Перечень нареканий может быть обширным. Все зависит от искусства убеждения — всегда можно раздуть из мухи слона и оказать психологическое воздействие, — говорит Ленар. — Основная задача перекупщиков — выиграть в цене. А для этого все средства хороши. Они могут занизить стоимость, причем необоснованно, к примеру, сказав, что в автомобиле есть какие-то дефекты. И если человек плохо знаком с технической составляющей своего автомобиля, может поддаться на эти уговоры.

Купил машину у перекупа — жди письмо счастья из налоговой

Не секрет, что все автовладельцы должны платить за машину транспортный налог. Но не все знают, что нужно платить налог еще и с продажи машины. Здесь есть четкие правила, когда можно не бояться налоговых инспекторов и судебных приставов.

Налоговая декларация подается, если автомобиль был в собственности менее трех лет. В этом случае в налоговую необходимо подать два договора купли-продажи: первый, по которому автомобиль приобретался, и второй, по которому продавался. В них должны быть указаны суммы сделки. Так вот, налог платится только в том случае, если цена при продаже выше, чем цена при покупке. С этой разницы и высчитывается 13%-й налог на доходы. Но если покупатель машины потерял договор купли-продажи, то может случиться, что налоговая обяжет заплатить 13% с полной стоимости продажи автомобиля. Если это два миллиона, то цифра получается внушительная.

— Ответственность в этот момент лежит полностью на автовладельце. Нужно сохранить договоры. И избежать этого процесса не удастся. В налоговые органы информация поступает из ГИБДД. А «махинации» со стоимостью машины могут выйти боком. Декларируются те автомобили, которые стоят дороже 120 тысяч рублей. Это, как правило, львиная доля автомобилей, но некоторые целенаправленно указывают низкую стоимость автомобиля в договоре купли-продажи. Клиенты, которые сдают автомобили нам, могут в случае утери договоров по специальному запросу получить их заверенные копии. В случае самостоятельной продажи такой возможности уже, скорее всего, не будет, — говорит Ленар Шакиров.

А теперь вернемся к перекупам. Если при продаже новому клиенту в договоре обозначена сумма 120 тысяч рублей, чтобы не платить налоги, а продавая машину, клиент укажет реальную цену, например 450 тысяч рублей, то налог придется заплатить с дохода в 330 тысяч рублей, а это 42,9 тысячи рублей. Многие даже не подозревают об этом.

Обратная сторона медали — покупка

И при продаже, и при покупке авто нужно трезво оценивать его стоимость, а сделать это грамотно способен только специалист. Помочь в этом может сотрудник официального дилера.

— Если человек продает машину, чтобы купить новую, то выгоднее сдать ее в Trade-in. Тогда клиент получает скидки на новый автомобиль. И неважно, новый или с пробегом, — рассказывает Ленар Шакиров. — Скидка варьируется от нескольких десятков до сотен тысяч рублей в зависимости от производителя. Традиционно очень большие скидки предоставляет автосалон «Мицубиси», здесь можно сэкономить до 450 тысяч. В «Форде» сейчас распродажи, скидки на внедорожники доходят до 500 тысяч рублей. В распространенных марках — «КИА», «Хендай», «Рено» — бонус может доходить до ста тысяч рублей. А по автомобилям с пробегом ТТС дает скидку 2% от стоимости приобретаемой машины.

Репутация — это главное

В чем отличие перекупщика от автосалона? В том, что перекупщик не несет абсолютно никакой ответственности, в чем глубоко убежден Ленар Шакиров. Перекупщик продал автомобиль, сказал, что у него все хорошо: пробег маленький. По большей части машина стояла в гараже. Но если уже завтра машина выйдет из строя или выяснится, что у нее скрутили пробег, в лучшем случае продавец скажет, что передал ее в нормальном состоянии и вы ее сломали сами. А в худшем — абонент будет недоступен.

— Он не несет никакой ответственности ни по закону, потому что действует как физическое лицо, ни в соответствии с договором, потому что в документах вообще может быть указано третье лицо. Для салона же репутация — это главное. И поверьте, официальный дилер не пойдет на то, чтобы обмануть вас, нажиться на несколько десятков тысяч, но при этом потерять других клиентов и лишиться нескольких сотен миллионов, — говорит Шакиров.

Клиенты, которые купили машину один раз и остались довольны покупкой, остаются в компании надолго. Они приводят друзей, коллег, жен и детей. Поэтому автосалону с многолетней историей всегда выгодно работать честно. Клиенты могут обратиться к закону, который чаще всего встанет на их сторону.

— Ни для кого не секрет, что наш закон достаточно жёсткий по отношению к продавцу. У клиента есть минимальный срок в 14 дней, в течение которых он может заявить о каких-то недостатках, и автомобиль обменяют, отремонтируют или вернут деньги. Мы даже открыто говорим, что если вам машина по каким-то причинам не понравилась, у вас есть семь дней, чтобы прийти и обменять ее, — отмечает Ленар Шакиров. — Я не думаю, что какие-то другие салоны в нашем городе такую услугу предоставляют.

История — это важно

Для оценки в ТТС используется самое современное программное обеспечение, которое позволяет в режиме реального времени отслеживать на авторынке конкретный автомобиль с заданными параметрами. Это наиболее популярные «Авто.ру», «Авито», «Дром». Цену на машину определяют, исходя из конкретной комплектации, марки и модели автомобиля, среднерыночной стоимости. Влияет также количество владельцев и пробег.

— Мы учитываем историю сервисного обслуживания, наличие ДТП, наличие окрашенных элементов, реальное техническое состояние, комплектацию и товарный вид. Все то, что влияет на скорость продажи и спрос, — говорит Шакиров.

На рынке есть автомобили ликвидные и не очень. Продаются быстро те, которые занимают лидирующее место на первичном рынке, — традиционные «КИА», «Хендай», «Рено». А вот «Вольво» или американские марки, которые не представлены в Уфе, продаются гораздо дольше. Есть и неликвидные модели, например минивэны, спрос в этом сегменте на них небольшой.

— На некоторые марки даже есть очереди. Иногда бывает, что клиент пригнал какую-то машину, продал нам. Специалист знает, что на такую марку уже была заявка, звонит другому клиенту, и он прилетает в считаные минуты. Бывает, мы даже не успеваем ее подготовить к продаже — вымыть и отполировать. Приняли мы не так давно «Ленд-Ровер-Дефендер», английский внедорожник, рамный, настоящий. Это такой английский уазик, причем с большим перечнем дополнительного дорогостоящего оборудования. Так его мы продавали с конца лета до марта. Это хорошая машина, но спроса нет, потому что она индивидуальная и люди опасаются ее покупать, — говорит Шакиров.

Кредитная машина не беда. Выход есть всегда

В ТТС принимают абсолютно все автомобили, за исключением тех, где была нарушена геометрия кузова — это попросту небезопасно для покупателей. Еще не удастся продать автосалону те автомобили, на которые наложен запрет на регистрационные действия или которые числятся в залоге у банка. Но при этом салон активно выкупает кредитные автомобили.

— Мы принимаем кредитный автомобиль, перечисляем деньги в банк для погашения задолженности. А остаток отдаем клиенту. Либо же на эту сумму он может выбрать себе любой другой автомобиль в зависимости от жизненных обстоятельств, — говорит Шакиров.

По возрасту автомобиля ограничений тоже нет. Можно сдать 10-летний и даже 20-летний автомобиль.

— По опыту могу сказать, что возрастной автомобиль выгоднее сдавать по программе утилизации  либо по схеме Trade-in, потому что скидка может многократно превосходить рыночную стоимость такого автомобиля, — говорит Шакиров.

С учетом всех факторов разница между самостоятельной продажей автомобиля и сдачей его в заботливые руки специалиста по оценке в среднем может доходить до 10%, но эта разница объективная и продиктована рыночными условиями.

— Иногда разницы в цене может и не быть вовсе, так как даже нам не на всех автомобилях удается зарабатывать, некоторые машины мы продаем с нулевой или небольшой наценкой, но расширяем свою клиентскую базу и зарабатываем на дополнительных услугах, — говорит Шакиров.

Решать в любом случае покупателю. Но прежде чем отдавать машину перекупщикам или ежедневно мониторить «Авито», оцените риски и выгоды. Преимущества, несомненно, будут на стороне ТТС.

На правах рекламы

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter