24 апреля среда
СЕЙЧАС +11°С
  • 9 апреля 2019

    Ссылка на комментарии в мобильном теперь видна!

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на нашем  сайте в мобильной версии стало удобнее - синяя плашка со ссылкой на них зафиксирована внизу под статьей. Чтобы добавить свой, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    26 марта 2019

    Поделитесь фотографией с сайта в соцсетях!

    Теперь вы можете поделиться фотографией с нашего сайта в социальных сетях. Всего одним кликом! Новая функция доступна пока только на десктопе, в мобильных версиях она появится в ближайшее время. Испытайте новинку прямо сейчас и расскажите нам об этом. Для обратной связи нажмите кнопку «Ответить».

    11 марта 2019

    Мы обновили приложение для iPhone

    Теперь мобильное приложение UFA1.RU на iPhone работает в новом дизайне. Добавилась новая возможность: нажмите на звездочку в правом верхнем углу, статья добавится в избранное, и вы сможете дочитать ее позже. Приложение мы постоянно дорабатываем, появятся новые функции. Следите за нашими новостями!

    Подробнее
    Еще

ПДД для бывалых: можно ли проскочить на желтый и кто будет виноват, если не получится

Изучаем один из самых аварийных пунктов правил

Поделиться

Проезд на желтый часто приводит к спорным ситуациям, в том числе из-за чужих ошибок

Фото: Полина Авдошина

Красный — запрещающий, зеленый — разрешающий. А желтый? Если уверены в себе, можете сразу переходить к небольшому тесту в конце. Для остальных — очередная серия проекта «ПДД для бывалых».

Согласно пункту 6.2 ПДД, желтый сигнал является запрещающим. Но есть два исключения. Первое вполне понятно — это мигающий желтый. Он ничего не запрещает, а лишь предупреждает о приближении к нерегулируемому переходу или перекрестку.

Но есть и второе исключение, прописанное в пункте 6.14 ПДД.

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 правил, разрешается дальнейшее движение.

И этот пункт выбивает табурет из-под ног желтого и вешает его на длинном суку. Потому что в интерпретации большинства водителей желтый становится «почти разрешающим».

А как на самом деле? Практика наказаний за проезд на желтый очень двусмысленна. Чаще всего камеры видеофиксации и сотрудники ГИБДД не регистрируют проездов на желтый — если только в показательном ключе. И причина понятна: доказать, что водитель мог остановиться, не применяя экстренного торможения, без автотехнической экспертизы невозможно.

Если вы проехали стоп-линию на зеленый, но не успеваете миновать перекресток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. При включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ПДД

Фото: Артем Краснов

В ПДД и нет понятия экстренного торможения. По смыслу — это торможение в пол с блокировкой колес. Определить на глазок необходимость экстренного торможения невозможно, потому что она зависит от типа автомобиля, состояния резины и покрытия. Там, где Porsche 911 остановится без видимых усилий, старенький тарантас на лысой резине сорвется в юз. А потому нарушения при проезде на желтый почти не исследуются, пока не случилось ДТП.

В серьезных ДТП выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ПДД, изучается отдельно, поэтому проезд на желтый могут признать незаконным

Фото: ГИБДД

А вот когда ДТП произошло, значимость желтого резко возрастает, особенно если в аварии пострадали или погибли люди. В этом случае автотехническая экспертиза назначается практически всегда, и один из вопросов экспертам формулируется так: имел ли водитель техническую возможность остановиться при включении желтого сигнала, не прибегая к экстренному торможению? Если имел, желтый превращается в запрещающий.

Неоднозначность желтого часто излишне расслабляет водителей. Например, многие любят ускориться на мигающий зеленый, чтобы гарантированно не иметь возможности остановиться на желтый. Это плохой способ: и последствия ДТП тяжелее, и в превышении скорости могут обвинить.

Боком порой выходит и вранье о слишком низкой скорости: скажем, водитель ехал 65 км/час, но сотрудникам ГИБДД рассказывает, как плелся 40–45 км/час. И во время экспертизы получается, что он имел возможность спокойно остановиться перед стоп-линией, а на перекресток въехал уже на «откровенно красный».

Видео: Russian Crush/YouTube

А вот два популярных сценария ДТП при проезде на желтый. Первый — это встреча с поперечным автомобилем, который стартанул слишком резво (часто на красный).

Видео: Антон Долгих/YouTube

Второй — наезд на встречный автомобиль, поворачивающий налево. Такие ДТП очень распространены и трудны для вынесения вердиктов. Любителям пролетать на желтый следует иметь в виду такие риски.

А трудно ли остановиться на желтый? На самом деле нет. На крупных перекрестках перед его включением 3 секунды мигает зеленый, столько же горит сам желтый, поэтому при езде не выше 60 км/час и стандартном времени реакции водителя остановка без экстренного торможения труда не представляет. Исключение — аномальные погодные условия, когда остановочный путь существенно возрастает. Но в сложных условиях пункт 10.1 ПДД советует нам не грубить со скоростью.

Секции основных светофоров часто имеют обратный таймер и желтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо

Фото: Илья Бархатов

Так, может быть, отменить желтый к чертям или сделать его «жестко запрещающим»? Чем это грозит, вы можете убедиться на перекрестках с дополнительной секцией светофора: стрелка тухнет после тройного мигания и сразу начинается запрещающая фаза. Это создает изрядную нервозность для водителей на перекрестках, где работают камеры видеофиксации. Поворот на потухшую стрелку грозит штрафом 1000 рублей на первый раз и 5000 рублей на второй. 

Потому буфер в виде желтого совсем не вреден. Главное, не переходить грань разумного и помнить, что изначально он — запрещающий.

Тем же, кто слишком переживает о потере времени, сообщаем: пусть порой кажется, что красный горит бесконечно, в реальности фаза запрещающего редко превышает минуту, чаще — 30–40 секунд.

И напоследок — традиционный тест. 

Есть ли автомобильные светофоры, в которых перед включением желтого нет фазы мигающего зеленого?

  • Нет, мигание зеленого обязательно
    Пункт 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004 допускает наличие фазы мигающего зеленого, но не обязывает делать ее
  • Да, нормативы допускают этоПункт 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004 допускает наличие фазы мигающего зеленого, но не обязывает делать ее

Какое расстояние проедет автомобиль на скорости 60 км/час за время горения желтого?

  • 5 метровНет. Скорость 60 км/час равна 16,7 метра в секунду. За 3 секунды, что горит желтый, автомобиль пройдет порядка 50 метров
  • 50 метровВерно. Скорость 60 км/час равна 16,7 метра в секунду. За 3 секунды, что горит желтый, автомобиль пройдет порядка 50 метров
  • 100 метровНет. Скорость 60 км/час равна 16,7 метра в секунду. За 3 секунды, что горит желтый, автомобиль пройдет порядка 50 метров

Кто виноват в аварии, если один ехал прямо, но проскочил на желтый, а второй поворачивал налево?

  • Тот, кто поворачивал налево
    Очень часто так и считают, но все же говорить об этом однозначно нельзя — всё зависит от деталей
  • Тот, кто проскочил на желтыйГоворить об этом однозначно нельзя — всё зависит от деталей
  • Слишком неоднозначно, чтобы судитьДа, подобные ДТП противоречивы и вердикт зависит от множества нюансов

Пусть остановочный путь автомобиля со скорости 60 км/час — 35 метров. Нужно ли экстренное торможение, чтобы избежать проезда на красный, если водитель адекватно среагирует на включение желтого?

  • Не нужно
    Да. Если расстояние до стоп-линии менее 35 метров — водитель успеет проехать до включения красного, если больше — остановится без экстренного торможения
  • Зависит от времени реакцииВремя реакции уже учтено в понятии остановочный путь — оно складывается из тормозного пути, а также расстояния, которое проходит автомобиль за время реакции водителя и срабатывания тормозных механизмов
  • НужноНет. Если расстояние до стоп-линии менее 35 метров — водитель успеет проехать до включения красного, если больше — остановится без экстренного торможения

Какую черту нельзя проезжать на запрещающий сигнал, если перед перекрестком отсутствует стоп-линия?

  • Линию, на которой установлен светофорНет, границу пересекаемой проезжей части
  • Границу перекресткаГраница перекрестка — это линия, проведенная по его скруглениям. Пункт 6.13 ПДД требует останавливаться перед пересечением проезжих частей, не создавая помехи пешеходам, то есть, позволяет доезжать до самой бровки пересекаемой проезжей части
  • Границу пересекаемой проезжей частиДа, пункт 6.13 ПДД требует останавливаться перед пересечением проезжих частей, не создавая помехи пешеходам
  • Линию центра перекресткаНет, пункт 6.13 ПДД требует останавливаться перед пересечением проезжих частей, не создавая помехи пешеходам

Водитель, не успевающий проехать перекресток на зеленый, имеет право завершить маневр...

  • … всегда
    Чаще всего завершить маневр разрешено, но пункт 13.7 требует соблюдать сигналы светофора на пути следования, если перед ними есть стоп-линии
  • … если не создает помех другим участникам движенияНет, пункт 13.7 требует соблюдать сигналы светофора на пути следования, если перед ними есть стоп-линии
  • … если на пути нет других светофоров со стоп-линиямиДа, пункт 13.7 требует соблюдать сигналы светофора на пути следования, если перед ними есть стоп-линии

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».