—негоболотоход «Ѕурлак» создан дл€ экстремальных условий
—негоболотоход «Ѕурлак» создан дл€ экстремальных условий

я прошу: «¬ысадите мен€ пр€мо здесь, € пофотографирую». «ѕожалуйста», — отвечают. ¬ыпрыгиваю на середину колеи, которую разбередил «Ѕурлак», и ноги медленно, но с аппетитом подъедает тр€сина.

ѕримерно сюда € и спрыгнул
ѕримерно сюда € и спрыгнул

«ј ты траву подгибай вот так, может, не потонешь», — советуют из кузова бывалые. » уезжают.

— единственной кочки, на которой мне удалось усто€ть, «Ѕурлак» выгл€дел примерно так
— единственной кочки, на которой мне удалось усто€ть, «Ѕурлак» выгл€дел примерно так

¬ообще это была дурна€ иде€ насчет «пофотографировать». ѕока «Ѕурлак» месил болото, € искал равновесие на кочке и видел лишь его блест€щую спину, котора€ сверкала то так, то этак. ћои куцые сапоги понемногу заливало сверху.

 огда едешь по болоту, то, что казалось землЄй, выгибаетс€ вдруг волнами
 огда едешь по болоту, то, что казалось землЄй, выгибаетс€ вдруг волнами
«ј в прошлом году один так прыгнул, по по€с утонул», — делитс€ опытом јлексей ћакаров, создатель «Ѕурлака»
«ј в прошлом году один так прыгнул, по по€с утонул», — делитс€ опытом јлексей ћакаров, создатель «Ѕурлака»

«Ѕурлак» спроектирован дл€ условий  райнего —евера, снегов, льдов, морской воды, а также болот и прочих грунтов, неустойчивых, как наша жизнь.

—уммарна€ ширина пары колЄс — полтора метра, высота каждого — 1,7 метра
—уммарна€ ширина пары колЄс — полтора метра, высота каждого — 1,7 метра

—фотографировать его эффектно оказалось сложно, потому люба€ кочка на фоне колЄс высотой с человека кажетс€ не кочкой, а шероховатостью. ћ€систыми, как губы Ёлвиса, шинами он не разбрызгивает лужи, а всасывает их внутрь себ€. „мок — и не остаЄтс€ даже брызг.

ќбшивка кузова — из некрашеного алюминиевого листа
ќбшивка кузова — из некрашеного алюминиевого листа
ѕо гр€зи «Ѕурлак» ездит напористо
ѕо гр€зи «Ѕурлак» ездит напористо

ќт автомобил€, который напоминает броневик спереди и автозак сзади, ожидаешь неспешности, но на самом деле «Ѕурлак» разгон€етс€ до 60–65 км/час. ѕоскольку сидишь высоко, будто на крыше другой машины, субъективна€ скорость умножаетс€ на полтора.

«ѕотонул?» — думал € тревогой, чавка€ сапогами. Ќет, не потонул
«ѕотонул?» — думал € тревогой, чавка€ сапогами. Ќет, не потонул

ѕри штурме болот его то и дело кренит, когда один из бортов проваливаетс€ в тр€сину. Ѕолото ма€чит в метре от боковых окон и развЄрнуто почти в анфас. 

¬ такие моменты становитс€ не по себе
¬ такие моменты становитс€ не по себе

— Ќа льду так и бывает: если машина проваливаетс€, то неравномерно, — философски замечает создатель «Ѕурлака» јлексей ћакаров, выворачива€ руль, блокиру€ все три межколЄсных дифференциала и поддава€ дизельной т€ги.

«Ёто вообще не гр€зь», — говорит јлексей. 
«Ёто вообще не гр€зь», — говорит јлексей. 
ѕросто симпатична€ дорога
ѕросто симпатична€ дорога
≈дешь, куда глаза гл€д€т — это про него
≈дешь, куда глаза гл€д€т — это про него
Ќесмотр€ на кажущуюс€ у€звимость, шины низкого давлени€ не бо€тс€ тонких дерев€нных пеньков
Ќесмотр€ на кажущуюс€ у€звимость, шины низкого давлени€ не бо€тс€ тонких дерев€нных пеньков
≈сли промоина глубже, чем ожидалось, еЄ одолевают вплавь
≈сли промоина глубже, чем ожидалось, еЄ одолевают вплавь

«Ѕурлак» выползает из ловушек без посторонней помощи, хот€ если мыслить «легковым умом», каждый такой крен провоцирует желание бежать за трактором. ¬прочем, далеко не убежишь — кругом болото.

¬одных преград он не боитс€
¬одных преград он не боитс€

 аждое колесо «Ѕурлака» имеет водоизмещение пор€дка 1200 кг, то есть способно удержать на воде «∆игули». ѕоэтому шестиколЄсный «Ѕурлак» сохран€ет плавучесть даже в гружЄном состо€нии, вз€в на борт дюжину человек и две тонны груза.

Ќа плаву «Ѕурлак» покачиваетс€ из стороны в сторону
Ќа плаву «Ѕурлак» покачиваетс€ из стороны в сторону

≈го можно оснастить гребным винтом, но наша машина лопатит воду колЄсами — дл€ небольших переправ этого достаточно. Ќа плаву он тоже то и дело кренитс€.

” этого «Ѕурлака» мотор впереди, что не очень выгодно дл€ плавань€
” этого «Ѕурлака» мотор впереди, что не очень выгодно дл€ плавань€

ѕока мы пересекаем водоЄм, инженеры вспоминают первого «Ѕурлака» (тот был устойчив, как танкер) и рассуждают о плюсах и минусах разных компоновок. Ќапример, «Ѕурлак» на фотографи€х переднемоторный — так он увереннее идЄт по снегу и хорошо управл€етс€. Ќо заднемоторные версии лучше плавают и легче взбираютс€ на край льдины или крутой берег.

»спытательный полигон находитс€ в пр€мой видимости от ≈катеринбурга
»спытательный полигон находитс€ в пр€мой видимости от ≈катеринбурга

¬ окрестност€х больших городов сложно найти вызов дл€ автомобил€, внутри колЄс которого можно проводить экскурсии. ѕоэтому насто€щие испытани€ «Ѕурлаков» провод€тс€ вдали от спальных районов, например, в снегах ѕол€рного ”рала и дрейфующих льдах  арского мор€.

»значально строительством вездеходов јлексей ћакаров занималс€ из личного интереса, и первенцем был «фамильный» автомобиль «ћакар» в многочисленных вариаци€х. «Ѕурлак» заметно крупнее и с начала 2018 года выпускаетс€ мелкосерийно на предпри€тии, которое јлексей создал в ≈катеринбурге. Ќо есть у проекта и друга€ подоплЄка: ћакаров и его команда мечтают добратьс€ на «Ѕурлаке» до —еверного полюса.

— —начала надо вот это дело на рельсы поставить, а потом и о —еверном полюсе можно думать, — говорит јлексей, име€ в виду серийную сборку.

Ќа первом этапе производства сложно заподозрить в этой «теплице» будущий автомобиль
Ќа первом этапе производства сложно заподозрить в этой «теплице» будущий автомобиль
ћелкосерийное производство стапельным методом
ћелкосерийное производство стапельным методом
Ќа раму креп€т ходовую часть и все агрегаты
Ќа раму креп€т ходовую часть и все агрегаты
ћеморайзер
ћеморайзер

¬ основе «Ѕурлака» пространственна€ рама из стальных профилей, обшита€ алюминиевыми панел€ми — дл€ снижени€ массы. Ќо всЄ равно набегает под 400 кг одних только листов.

≈го размер становитс€ очевиден в сравнении с обычными машинами, которые ему примерно до глушител€
≈го размер становитс€ очевиден в сравнении с обычными машинами, которые ему примерно до глушител€
”азик выгл€дит малолитражкой, а малолитражка — грызуном
”азик выгл€дит малолитражкой, а малолитражка — грызуном

ѕо размерам «Ѕурлак» крупнее всего, что встречаетс€ на обычных дорогах. ѕри длине 7,5 метра он в полтора раза больше какой-нибудь Audi Q7, высок (3,2 метра) и очень широк (2,8 метра), что исключает езду по дорогам общего пользовани€.

— ¬ тундре габариты значени€ не имеют, — объ€сн€ет јлексей ћакаров. — ƒл€ транспортировки он частично разбираетс€ и помещаетс€ в стандартную фуру, а когда приехали на место, уже без разницы. Ќа базе стандартной машины шириной 2,55 метра болотоход не создашь — как минимум, такие широкие шины требуют пространства дл€ поворота, плюс мы хотели обеспечить место дл€ комфортной жизни экипажа: они, бывает, в пурге недел€ми вахтуют.

Ќижн€€ часть машины сделана так, чтобы облегчить очистку ото льда
Ќижн€€ часть машины сделана так, чтобы облегчить очистку ото льда

 стати, в этих рассуждени€х о ширине есть отсыл к попыткам оборонщиков создать арктические вездеходы на базе «”ралов» и  јћј«ов: по мнению јлексе€, их конструкци€ изначально не подходит дл€ техники, которой нужно выдерживать водные процедуры в мороз -45 градусов. ¬ том числе из-за невозможности полностью изолировать днище и поставить «нормальные» колЄса. 

ѕлоское днище и просвет больше 70 см
ѕлоское днище и просвет больше 70 см

—ама€ впечатл€юща€ часть «Ѕурлака» — его колеса и всЄ, что с ними св€зано. Ќапример, просвет в 70+ см позвол€ет пройти под ним на корточках. ƒавление в шинах регулируетс€ централизованно, причЄм подкачка идет от турбокомпрессора дизел€ Cummins.

»знутри такой подъЄм эффектен: в какой-то момент видишь только небо
»знутри такой подъЄм эффектен: в какой-то момент видишь только небо

Ќапример, при штурме этого косогора давление в колЄсах уменьшили примерно до 0,15 атмосфер, что близко к давлению, которое оказывают на грунт гусеничные машины. ƒл€ езды по рельефу с сильным боковым уклоном (траверсом) есть клапаны, блокирующие переток воздуха из нагруженной шины в «расслабленную».

 олЄса спускаютс€ пр€мо из кабины и также накачиваютс€
 олЄса спускаютс€ пр€мо из кабины и также накачиваютс€
Ўины по заказу «¬ездеходов ћакарова» делают в  итае, но рассматриваетс€ и отечественный вариант «¬олжского шинного завода».
Ўины по заказу «¬ездеходов ћакарова» делают в  итае, но рассматриваетс€ и отечественный вариант «¬олжского шинного завода».

Ўины «Ѕурлака» лишены мощных грунтозацепов, но јлексей считает, что дл€ подобных машин от зубастой резины проку мало: шина становитс€ т€желее, тер€етс€ эластичность, портитс€ поверхностный слой тундры. ј в тундре за это могут спросить: если не олени, то экологи.

—варной рычаг передней подвески
—варной рычаг передней подвески

ѕодвески всех колЄс независимые на поперечных рычагах с мощными пружинами и двойными амортизаторами. «а ходом не гнались: на сильных уклонах «долгов€зость» подвески лишь дестабилизирует машину.

 орпус дифференциала и тормозные механизмы
 орпус дифференциала и тормозные механизмы

¬с€ агрегатна€ часть «Ѕурлака» спр€тана внутри лодки, что необходимо дл€ защиты в том числе от наледи, борьба с которой в северных широтах обретает накал, знакомый тем, кто отскребал лЄд с решеток советских холодильников.

¬ключение полного привода, понижающей передачи и блокировки дифференциалов — тумблерами
¬ключение полного привода, понижающей передачи и блокировки дифференциалов — тумблерами

“рансмисси€ полноприводна€: задние четыре колеса гребут посто€нно, «передок» можно включить принудительно, получив схему 6х6. ѕонижайка с двукратным усилением момента активируетс€ пневмоприводом. —ама раздатка заимствована от √ј«-66, но в оригинальном корпусе.

ѕо такой местности он едет на «заднем приводе» (на самом деле, четырЄх задних колЄсах)
ѕо такой местности он едет на «заднем приводе» (на самом деле, четырЄх задних колЄсах)

ƒифференциалы имеют электропривод блокировок, но включаютс€ они лишь кратковременно в т€жЄлых услови€х, потому что при «жЄсткой» схеме чудовищный крут€щий момент может буквально порвать ходовую часть.

’орошо виден колЄсный редуктор, двойные амортизаторы «ѕервоуральского агрегатного завода» и пружины, сделанные на заказ казанской фирмой
’орошо виден колЄсный редуктор, двойные амортизаторы «ѕервоуральского агрегатного завода» и пружины, сделанные на заказ казанской фирмой

ј момент столь высок благодар€ не только понижающей передаче, но и колЄсным редукторам собственного производства с передаточным отношением 3,8. ќни же избавл€ют саму трансмиссию от лишних нагрузок.

ƒизель Cummins. ”нификаци€ с серийной техникой удешевл€ет обслуживание, а нестандартные компоненты включены в ремкомплект, который идет вместе с автомобилем
ƒизель Cummins. ”нификаци€ с серийной техникой удешевл€ет обслуживание, а нестандартные компоненты включены в ремкомплект, который идет вместе с автомобилем
 оробка передач — п€тиступенчата€ механика от «√азели», которой «привычно» работать с таким мотором
 оробка передач — п€тиступенчата€ механика от «√азели», которой «привычно» работать с таким мотором

—иловой агрегат «Ѕурлака» заимствован от «√азели Next»: это турбодизель Cummins (форсированный до 150 л.с.) и п€тиступенчата€ усиленна€ под него коробка передач. ћотор утопили в коротком передке «Ѕурлака», чтобы обеспечить минимальную высоту центра т€жести.

»нтересно, что рулевое управление у него не механическое, а гидравлическое — эта схема частенько используетс€ на внедорожной технике.

 огда така€ туша выныривает у теб€ из-под локт€, невольно делаешь шаг назад
 огда така€ туша выныривает у теб€ из-под локт€, невольно делаешь шаг назад

Ќо душу путешественника беред€т не только болотные сапоги «Ѕурлака», но и его жилой отсек, который условно делитс€ на четыре части и позвол€ет жить в нЄм с достаточным комфортом.

 омпоновка салона может быть разной: это экспедиционный вариант
 омпоновка салона может быть разной: это экспедиционный вариант

¬ передней заседают водитель со штурманом, позади них кухн€, за ней самый большой отсек, который трансформируетс€ в спальню, а в хвосте есть ещЄ «предбанник», который по заказу превращаетс€ в баню (душевую).

¬одительское место — примерно как у грузовой машины, и управление похоже
¬одительское место — примерно как у грузовой машины, и управление похоже
—алон минималистичен и хорошо «читаетс€» взгл€дом
—алон минималистичен и хорошо «читаетс€» взгл€дом
¬нутри можно сто€ть: высота 1,85 метра. Ќа фото справа — јлександр ѕлотников, инженер-конструктор проекта «Ѕурлак»
¬нутри можно сто€ть: высота 1,85 метра. Ќа фото справа — јлександр ѕлотников, инженер-конструктор проекта «Ѕурлак»
 ухонный стол и выт€жка над ним. √азова€ плита ставитс€ сверху, есть розетки на 220 ¬
 ухонный стол и выт€жка над ним. √азова€ плита ставитс€ сверху, есть розетки на 220 ¬
—пальна€ конфигураци€ передней «комнаты»
—пальна€ конфигураци€ передней «комнаты»
÷ентральна€ часть: здесь в р€док помест€тс€ человек шесть
÷ентральна€ часть: здесь в р€док помест€тс€ человек шесть
≈сть полочки. «а дверью — предбанник
≈сть полочки. «а дверью — предбанник
Ќебольшой отсек в задней части подходит дл€ созерцани€ пройденного пути
Ќебольшой отсек в задней части подходит дл€ созерцани€ пройденного пути
„тобы забратьс€ внутрь, есть складна€ лесенка
„тобы забратьс€ внутрь, есть складна€ лесенка
¬нутри лучше, чем в болоте
¬нутри лучше, чем в болоте

¬прочем, компоновка и оснащенность салона могут мен€тьс€ в зависимости от задач, но дл€ арктических версий утепление изолоном, отопитель салона, предпусковой подогреватель (топливный и электрический), а также конвертор на 220 вольт €вл€ютс€ об€зательной программой.

¬ местах, дл€ которых «Ѕурлак» предназначен, размер перестаЄт быть проблемой
¬ местах, дл€ которых «Ѕурлак» предназначен, размер перестаЄт быть проблемой

» когда едешь на такой машине, невозможно избавитьс€ от нав€зчивой мечты о путешествии в режиме «безлимит», дл€ которого она и создана. «абратьс€ бы куда-нибудь, где теб€ не найдут заказчики и критики...

–асход топлива по грунтовке — пор€дка 30 л/100 км. —уммарный объем трех баков — 400 литров.
–асход топлива по грунтовке — пор€дка 30 л/100 км. —уммарный объем трех баков — 400 литров.

Ќо это не будет лЄгкой прогулкой. «Ѕурлак» требует убитых дорог или их отсутстви€, а по такой местности невозможно ехать расслабленно. ¬ салоне царит почти морска€ качка, сидушки едва держат тело и прос€т многоточечных ремней, а крены с дифферентами искушают вестибул€рный аппарат.

√р€зь он месит с видимым удовольствием
√р€зь он месит с видимым удовольствием

Ќо главное, он всЄ-таки едет, а если не едет — плывЄт, или занимаетс€ чем-то средним, взбива€ в€зкую прибрежную гр€зь. „ерез полчаса в кабине «Ѕурлака» у теб€ развиваетс€ синдром √улливера — это когда ты веришь, что любое преп€тствие можно перешагнуть.

—кошенна€ передн€€ часть лодки обеспечивает большие углы въезда
—кошенна€ передн€€ часть лодки обеспечивает большие углы въезда

ѕравда, дл€ частных лиц «Ѕурлак» всЄ же дороговат: без «эксклюзивных» допов он стоит в районе 8,5 миллиона рублей, поэтому основные покупатели — богатые северные предпри€ти€. ѕервые серийные «Ѕурлаки» отправились на „укотку возить продовольствие, грузы и людей.

„еловек за рулЄм кажетс€ необычно маленьким на фоне исполинской машины
„еловек за рулЄм кажетс€ необычно маленьким на фоне исполинской машины

Ќапоследок интересуемс€ у јлексе€, про€вл€ет ли интерес к его детищу государство, дл€ которого освоение јрктики стало стратегической задачей.

— Ќикто к нам пока не обращалс€, — отвечает он хмуро.

” авторов есть масса идей о дальнейшем развитии своего проекта
” авторов есть масса идей о дальнейшем развитии своего проекта

» становитс€ даже странно. —удить о предельных возможност€х «Ѕурлака» и его пригодности к несению службы нам сложно — это тема дл€ экспертов. Ќо он €вл€етс€ результатом инженерной эволюции, в которой выживает сильнейший. » как минимум, выгл€дит соблазнительной иде€ устроить ему очную ставку с другими образцами арктической техники и без предвз€тости сравнить их возможности.

—борка машин происходит в небольшом цеху
—борка машин происходит в небольшом цеху

ј вообще смысл таких автомобилей в –оссии становитс€ особенно пон€тен, когда гл€дишь на так называемую «карту дичи» — она показывает оставшиес€ на планете глухие уголки, львина€ дол€ которых принадлежит лишь п€ти странам. » наибольшие запасы — как раз у –оссии.

ј вообще в –оссии изобрели дес€тки самых неверо€тных вездеходов, репортажи о которых вы найдете по ссылкам ниже
ј вообще в –оссии изобрели дес€тки самых неверо€тных вездеходов, репортажи о которых вы найдете по ссылкам ниже