Авто ВАЗ-21179. Зачем АВТОВАЗу «объемный» двигатель

ВАЗ-21179. Зачем АВТОВАЗу «объемный» двигатель

До конца года линейка моторов АВТОВАЗа пополнится новым агрегатом с индексом ВАЗ-21179 объемом 1,8 литра. Его совершенно точно получит Lada X-Ray, а возможно, Lada Vesta и другие модели завода.

Борьба с дефицитом

«Лады» – машины недокормленные. Так было всегда. Динамика разгона на уровне 11-14 секунд до 100 км/час для нетяжелых авто В-класса с механической коробкой – это на грани приличия. Попытки приютить более мощный двигатель по капотом «Лад» особенного развития не получили. Были эксперименты с 2-литровыми моторами Opel, в конце 90-х в моду вошли двигатели объемом 1,8 литра, выпускаемые малым тиражом компанией-смежником… Но серийно Lada оснащались моторами 1,6 л как максимум, если не считать Lada 4x4 («Нива») с ее мотором объемом 1,7 литра на базе агрегата от старой доброй классики.

В прошлом году компания «Супер-Авто» – та же, что в конце 90-х – начала малотиражный выпуск моторов с объемом 1,8 литра, которые ставятся на Priora. Но это опять же некий «эксклюзив», хотя и от близкого партнера АВТОВАЗа (что подразумевает сохранение гарантии).

Сам АВТОВАЗ вел работы над двигателем объемом 1,8 л для «Проекта С» – мертворожденной «Лады» гольф-класса, которая так и не стала серийной, уступив место грядущей Vesta. Когда загнулся «Проект С», казалось, что умер и двигатель увеличенного объема, однако инъекция бодрости, сделанная АВТОВАЗу новым руководством, заставила довести мотор до ума.

Потребность ощущается даже не в более мощном, а в более тяговитом двигателе, потому что 16-клапанные вазовские моторы отнюдь не чемпионы по низовому крутящему моменту, который в основном и определяет удобство управления автомобилем в реальных режимах. А с появлением более крупных и тяжелых «Лад», вроде Vesta и X-Ray, потребность в объемном двигателе стала совсем уж очевидной.

Сравнение характеристик двигателей 1,6 и 1,8 литра

*Предположительные значения

Что такое ВАЗ-21179

За основу взят 16-клапанный вазовский двигатель ВАЗ-21127. Одно время смежники АВТОВАЗа пытались растачивать цилиндры для увеличения объема, но сам завод оставил диаметр цилиндров неизменным, а объем нарастил за счет увеличения хода поршня: было 75,6 мм, стало 84 мм. Эта довольно ощутимая прибавка потребовала редизайна поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма в первую очередь из соображений надежности. Понятно, что такой мотор требует иного коленчатого вала с большим радиусом кривошипа, при этом он должен быть достаточно прочным и не подверженным крутильным колебаниям. Плюс возрастает боковая нагрузка на поршни, а за счет увеличения их скорости растут и динамические нагрузки…

В этих мелочах, по сути, и был дьявол, который не позволял маленьким фирмам предложить хороший мотор объемом 1,8 для АВТОВАЗа. Изменение хода поршня «на глазок» в конечном счете делало двигатель ненадежным, в частности, были случаи поломки нестандартных коленчатых валов.

По схожему рецепту построен 1,8-литровый мотор, который сейчас мелкосерийно выпускает для «Приор» компания «Супер-Авто». Пока не вполне ясно, насколько вазовский двигатель идентичен «суперовскому» агрегату, хотя у них одинаковые диаметр цилиндра и ход поршня. Судя по всему, АВТОВАЗ учел опыт смежника (и свой собственный с «Проектом С»), но все же просчитал двигатель заново. Как результат, новый 1,8 является самым моментным вазовским мотором, выдавая 178 Н*м. Мощность мотора 1,8 не феноменальна – 123 л.с., – но для вазовских движков опять же своеобразный рекорд.

Для Lada Vesta и X-Ray основным мотором станет ВАЗ-21129 – модернизированная версия 106-сильного агрегата ВАЗ-21127 с рядом изменений, в частности, в системе впуска и выпуска. Мощность и другие параметры моторов совпадают, и изменения преследовали цель повысить «мягкость» и бесшумность работы, а также облегчить компоновку. Кроме того, обе новинки получат ниссановский мотор HR16DE (114 л.с.), производство которого налажено на тольяттинском заводе АВТОВАЗа.

Выигрыш – более секунды

Острая необходимость в более тяговитом двигателе возникла в первую очередь ввиду быстрой «автоматизации» вазовской продукции. Так, если «Приора» и «Гранта» с новым роботом АМТ еще худо-бедно вписываются в городской ритм, то более тяжелый X-Ray с любым типом автоматической трансмиссии и вазовским 1,6 окажется уже на грани фола. Поэтому первое применение мотора 1,8 – это дуэт с роботизированной трансмиссией. В дальнейшем, возможно, он «споется» и с механическими коробками передач, которые у X-Ray и Vesta, как известно, будут реношными. Правда, пока не вполне ясно, потребуется ли усиление трансмиссий под более тяговитый вазовский агрегат, но в любом случае это решаемый вопрос.

Большой ли выигрыш дает мотор 1,8? Скажем, двигатель «Супер-Авто» на Lada Priora с механикой по результатам измерения «Авторевю» улучшает разгон до 100 км/час с 12,8 сек. до 11,2 сек. (-13%). Величина не рекордная, но осязаемая. Еще наглядней улучшение разгона с 80 до 120 км/час на пятой передаче – 18,3 против 16,5 секунд. Можно предположить, что показатели «чисто вазовского» двигателя будут чуть лучше.

Lada X-Ray со 106-сильным 1,6 и механикой делает сотню за 11,9 секунды, а мотор 1,8 с роботом улучшает результат на секунду. Правда, лидером все равно остается X-Ray с ниссановским двигателем HR16DE (114 л.с.), который в паре с механикой показывает результат 10,3 секунды.

Возникает, кстати, вопрос, зачем было городить огород, если неплохой ниссановский агрегат обеспечивает сравнимые динамические характеристики, а, например, вариатор Jatco скрадывает динамику не так и сильно: для сравнения Nissan Tiida 1,6 с механикой и вариатором разгоняется за 10,6 и 11,3 секунды соответственно. Проще говоря, X-Ray с ниссановским двигателем и вариатором по динамике был бы очень близок к комбинации 1,8 с роботом, делая сотню примерно за 11 секунд.

Ответ лежит в области экономики и даже политики. Ниссановский мотор хоть и выпускается на АВТОВАЗе, представляет собой импортный агрегат, который изначально дороже вазовского, а может стать и вовсе недоступным, если курсы валют продолжат свое восхождение к историческим пикам. То же самое касается вариатора Jatco.

При этом вазовский мотор 1,8 не должен быть существенно дороже обычного 1,6. Например, «Супер-Авто» при своем карликовом объеме выпуска в начале года просила за мотор 1,8 доплату порядка 34 тысяч рублей. Можно предположить, что при массовом производстве разница в стоимости упадет.

Увеличение объема, пожалуй, один из самых разумных способов форсировки вазовских моторов. Недавно мы тестировали Lada Granta Sport, мотор которой форсирован по оборотам – пик момента сместился аж на 4750 об/мин. Удовольствие на любителя: дефицит тяги на низах не дает расслабиться, а набор передаточных чисел в трансмиссии осложняет удержание мотора в частотном тонусе. И это при том, что двигатель выдает-то совсем нестрашные 118 л.с.

АВТОВАЗ же тем временем работает над турбоагрегатом, но это уже другая история.

Фото: Фото производителя
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем