20 сентября пятница
СЕЙЧАС +10°С

Проезд на красный и лишение прав: за и против

Депутаты Калининградской области предложили ужесточить наказание за проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора вплоть до лишения прав. Поддерживаете ли вы инициативу?

Поделиться

Депутаты Калининградской области предложили ужесточить наказание за проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора вплоть до лишения прав. Поддерживаете ли вы инициативу?

Нынешнее предложение – это увеличение штрафа до 3000 рублей и введение альтернативы в виде лишения прав на 4-6 месяцев (как за встречку). А вот за повторное нарушение предлагают безальтернативное лишение на срок до 1,5 лет, тогда как сейчас можно отделаться штрафом в 5 тысяч рублей.

В настоящий момент за проезд на запрещающий сигнал светофора статья 12.12 КоАП предусматривает штраф в 1000 рублей, за повторное нарушение – штраф в 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Последнее возможно по решению суда, если водитель был пойман инспектором ГИБДД лично, тогда как камеры видеофиксации выписывают только штраф. Заступ за стоп-линию наказывается штрафом в 800 рублей.

Проезд на запрещающий сигнал светофора является самым недооцененным типом нарушений как с точки зрения размера штрафа, так и его применимости. Проезжающих на красный видишь в городе регулярно, пойманных на этом – крайне редко. Усиление ответственности за определенные правонарушения обычно означает начало «тематических кампаний» ГИБДД, поэтому в случае принятия законопроекта стоит ожидать волны спецопераций по отлову тех, кто плохо различает цвета светофора.

Успеть на желтый

Вообще проезд на красный происходит по трем причинам:

  1. Водитель считает, что никому не мешает (этакий крадущийся тигр – характерно, например, для маршрутчиков и владельцев «элитных» машин).
  2. Водитель не заметил светофора или стрелки, что порой случается в незнакомых местах и актуально для пьяных водителей.
  3. Водитель полагал, что успеет миновать перекресток, но влетает уже на желтый или ранний красный.

С первыми двумя категориями все более-менее понятно, и здесь штраф полностью применим. Тем более в скором времени видимость дополнительных секций светофор будет усилена за счет появления у них красного сигнала (а не только зеленой стрелки).

Но большая часть аварий происходит по третьему сценарию, а с ним сложнее из-за некоторых двусмысленных формулировок ПДД. Так, согласно правилам, запрещающим сигналом является и желтый свет, игнорирование которого должно караться теми же мерами. Но также в ПДД есть пункт 6.14, который разрешает проезд на желтый в случае, если водитель не способен остановиться перед перекрестом без экстренного торможения. Поскольку внятных критериев экстренного торможения нет, в ПДД появляется неоднозначность, которой пользуются все кому не лень. Поддал газу перед перекрестком, и вот ты уже действительно не способен остановиться без экстренного торможения.

Пункт 6.14 ПДД разрешает водителям проезд перекрестка, если при включении желтого сигнала светофора они не успевают остановиться без экстренного торможения в местах, оговоренных в п. 6.13 ПДД. А именно при наличии стоп-линии в виде разметки или знака – перед ней, при отсутствии – перед пересекаемой проезжей частью, но без помех пешеходам. В других местах, например перед пешеходными светофорами, необходимо останавливаться перед самим светофором, не создавая помех пешеходам.

При этом зеленый никогда не гаснет внезапно: в среднем время его «моргания» составляет 2-3 секунды, за которые любой нормальный водитель способен либо въехать на перекресток (если он близко), либо спокойно остановиться. В контексте вопроса пункт 6.14 ПДД выглядит лишним, а главное – очень расхолаживающим.

Как бы то ни было, он есть, и остается вопрос: если ГИБДД начнет массовую кампанию по отлову светофорных нигилистов, какова будет практика наказания для «желтоцветников»? Видимо, их просто исключат из уравнения и будут карать лишь тех, кто въехал на перекресток на «откровенно красный». Но тогда именно самый массовый вариант нарушения останется за рамками, и смысл нововведения потеряется. В противном же случае количество спорных ситуаций зашкалит, и юристы получат новый фронт работ. Анализировать в каждом случае возможность экстренного торможения для данного автомобиля и данных дорожных условий – задача нереальная. А наказание «по умолчанию» тоже не вариант, ибо из таких прецедентов и складывается полное недоверие россиян к властям.

Попутно уточним, что пункт 6.14 разрешает проезд перекрестка, если вы не успеваете затормозить без экстренности перед стоп-линией (когда она есть). При этом от стоп-линии до перекрестка в отдельных случаях может быть еще метров 20. И на широких перекрестках, если водитель решает воспользоваться своим правом проезда на желтый, маневр выглядит совсем беспределом: «успевальщик» покидает пересечение этак через 5-7 секунд после включения красного, создавая реальные помехи.

Между двух огней

Представьте широкий перекресток с трамвайными путями, отчего скорость потока составляет 1,5 км/час. Вы проезжаете стоп-линию на зеленый, проезжаете границу перекрестка (по скруглениям) на зеленый, и тут бац – желтый. Далее следует моральная дилемма: проехать или встать? Строго говоря, вы въехали на перекресток на разрешающий сигнал и по правилам имеете право выехать в любом разрешенном направлении (п. 13.7 ПДД). Но в реальности этот маневр будет не понят другими водителями, да еще создаст пробку, пока медленный хвост освободит перекресток. Некоторые в такой ситуации предпочтут остановиться там, где застал желтый. А вот как будет интерпретироваться сотрудниками ГИБДД или камерами нахождение машины за стоп-линией и/или на самом перекрестке при запрещающем сигнале – вопрос.

В предыдущем примере водитель успел въехать на перекресток на зеленый. Но бывают и более щекотливые ситуации. Так, расстояние между стоп-линией и границей перекрестка может составлять этак пять корпусов автомобиля. Представьте, что вы проехали стоп-линию на разрешающий сигнал, но при приближении к перекрестку «поймали желтый». Ехать или стоять? Формально у вас уже нет возможности остановиться там, где того требует п. 6.13, а значит, можно продолжать движение (п. 6.14 ПДД), но во многих случаях такой алгоритм будет противоречить здравому смыслу: слишком уж опасно выезжать на перекресток, когда вот-вот тронутся машины и пешеходы с пересекаемых направлений. К тому же в этом случае вы въедете на перекресток при запрещающем сигнале, что может быть интерпретировано камерами видеонаблюдения как явное правонарушение по ч. 1. ст. 12.12 КоАП, тогда как остановка за стоп-линией повлечет штраф по части второй той же статьи.

Камерный вопрос

Основные надежды по борьбе с летунами на красный связаны с камерами видеофиксации, потому что отлов в ручном режиме малоэффективен. Но камеры не могут лишать прав, и, видимо, дело ограничится штрафами в 3000 рублей. Впрочем, если наказания станут систематическими, это возымеет действие.

При этом остаются вопросы к алгоритмам действия камер: будут ли они учитывать все нюансы, особенно касающиеся проезда перекрестка в пограничных ситуациях? Как быть, если разметка плохо видима или отсутствует? Или когда знак стоп-линии установлен не по ГОСТу, ведь его часто вешают на столб со светофором, хотя по нормативам он должен располагаться до светофора.

Комплекс видеофиксации «Азимут» умеет распознавать почти все виды нарушений, включая проезда на запрещающий сигнал светофора

Комплекс видеофиксации «Азимут» умеет распознавать почти все виды нарушений, включая проезда на запрещающий сигнал светофора

Современные камеры умеют распознавать как заступ автомобиля за стоп-линию, так и проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. В частности, такими способностями наделены комплексы видеофиксации «Одиссей», «Азимут» и «Перекресток».

Впрочем, чтобы избежать противоречий, проще всего научиться реагировать на мигающий зеленый и не превышать скорость: тогда вы всегда успеете плавно остановиться там, где того требуют ПДД.

В остальном наказание за игнорирование запрещающего сигнала в самом деле должно быть суровым, ведь проезд на красный является одной из самых распространенных причин тяжелых ДТП.

Статистика

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
8 июл 2015 в 14:15

Наказываться человек должен за то, что причинил неудобства другому. Или создал опасную ситуацию, но опять же, не на пустой дорогу, а когда может кто то пострадать. Камеры - это просто роботы для сбора денег с населения, не зависимо, есть кому то неудобства или нет. Камеры - это такие современные бюрократы по сбору денег.

Гость
8 июл 2015 в 13:40

Давно уже не стою на красный когда поварачиваю на право

Гость
8 июл 2015 в 13:33

Отбирать права, авто сжигать, там же!