19 апреля пятница
СЕЙЧАС -6°С
  • 9 апреля 2019

    Ссылка на комментарии в мобильном теперь видна!

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на нашем  сайте в мобильной версии стало удобнее - синяя плашка со ссылкой на них зафиксирована внизу под статьей. Чтобы добавить свой, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    26 марта 2019

    Поделитесь фотографией с сайта в соцсетях!

    Теперь вы можете поделиться фотографией с нашего сайта в социальных сетях. Всего одним кликом! Новая функция доступна пока только на десктопе, в мобильных версиях она появится в ближайшее время. Испытайте новинку прямо сейчас и расскажите нам об этом. Для обратной связи нажмите кнопку «Ответить».

    11 марта 2019

    Мы обновили приложение для iPhone

    Теперь мобильное приложение UFA1.RU на iPhone работает в новом дизайне. Добавилась новая возможность: нажмите на звездочку в правом верхнем углу, статья добавится в избранное, и вы сможете дочитать ее позже. Приложение мы постоянно дорабатываем, появятся новые функции. Следите за нашими новостями!

    Подробнее
    Еще

Toyota Fortuner: рама, мост и пять дверей

Впервые за долгое время в России дебютирует настоящий внедорожник.

Поделиться

Идеологическим предшественником Fortuner был Toyota 4Runner

Фото: Артем Краснов

Класс внедорожников переживает своеобразный ренессанс: Mitsubishi наладила выпуск Pajero Sport под Калугой, на рынок выходит новый «Гелендваген», а Toyota привезла в Россию Fortuner. Паркетники все равно давят массой, и шаг «Тойоты» выглядит почти контркультурно. Что такое «Форчунер» — формальность или рыночная необходимость?

Логика Toyota читается между строк: основной конкурент, Mitsubishi Pajero Sport, разошелся в прошлом году тиражом свыше 4,6 тысячи единиц, причем только в декабре продана тысяча экземпляров. Такой рынок не грех поделить на двоих.

Рецепт создания Fortuner тот же, что у Pajero Sport: в основе — ходовая часть пикапа, в данном случае Toyota Hilux, от которого сохранена рамная конструкция, пружинная подвеска и неразрезной задний мост. Силовой агрегат заимствован от LC Prado, включая 2,8-литровый дизель (177 л. с.) и шестиступенчатый автомат. Кузов — обычный пятидверный универсал.

Но вот первый нюанс: Mitsubishi еще в старые добрые времени разработала сложную, но функциональную трансмиссию Super-Select, очередная генерация которой используется на Pajero Sport. Она позволяет ездить на заднем приводе или на полном, причем неограниченное количество времени: есть межосевой дифференциал.

Fortuner построен на рамном шасси пикапа Hilux

Фото: Артем Краснов

Fortuner межосевого дифференциала лишен, передняя ось у него подключается жестко, и в народе такую схему называют Part Time, подразумевая, что включать полный привод можно только при штурме бездорожья или на дорогах с плохим сцеплением. И это серьезный минус на фоне «Паджа», потому что кому нужен громоздкий внедорожник, который при рутинной езде по городу будет в основном заднеприводным?

И тут Toyota делает нестандартный шаг. Не знаю официальную позицию марки, но менеджеры по продажам настаивают, что с полным приводом можно ездить постоянно, на любой скорости и по любым покрытиям. Я почитал тест-драйвы коллег, и, в общем, то же самое: им также разрешали не отключать 4WD на асфальте.

Будь Fortuner моим, я бы не стал ездить с 4WD постоянно, потому что с точки зрения грубой физики отсутствие дифференциала негативно влияет на управляемость, повышает нагрузку на трансмиссию и износ шин. Но коли он не мой, включаю 4WD прямо у автосалона.

Автомобиль является внедорожником без оговорок

Фото: Артем Краснов

Как минимум, Toyota не лукавит насчет управляемости: если иные внедорожники при включении «парт-тайма» обретают флегматичность ледокола, полноприводный Fortuner в докритических режимах управляется более-менее естественно. Нет и задумчивости на входе в поворот, по крайней мере, с поправкой на его весовую категорию.

При езде по укатанному снегу отсутствие центрального дифференциала позволяет более активно работать газом, сначала выставляя машину в нужную сторону, а потом затягивая ее в поворот за счет тяги четырех колес.

Но на асфальте без полного привода все-таки лучше: руль становится чуть легче, а реакции быстрее и натуральнее. К тому же Fortuner не отличается первоклассной курсовой устойчивостью, за что можно винить задний мост. На прямой приходится то и дело подруливать, и без полного привода делать это легче: уходит вязкость руля и прорезиненность реакций.

Настоящий ли он внедорожник? Да, чем хуже дорога, тем больше кайфа. Например, съехав на обледенелые проселки возле озера на заднем приводе, я спровоцировал истеричное моргание индикатора системы стабилизации: Fortuner едет, но с натугой. Включаешь полный привод, и машина расслабляется, реакции становятся плавные, система стабилизации засыпает. При езде по полю можно травить тягу по чуть-чуть, и даже в момент троганья на колеях и ухабах Fortuner не склонен к пробуксовке: движение начинает с плавностью танка. Для тяжелых условий есть понижающая передача и блокировка заднего дифференциала.

Просвет составляет 225 мм

Фото: Артем Краснов

Бампера находятся значительно выше нижней точки защиты двигателя

Фото: Артем Краснов

Запаска находится под свесом, задняя подвеска — зависимая

Фото: Артем Краснов

Неплоха и геометрическая проходимость — просвет 225 мм. Бампера и прочая бахрома расположены выше металлического «фундамента», поэтому на сильных уклонах или в колеях первый удар принимает на себя защита двигателя, рама или задний мост.

Что еще интереснее, Fortuner изжил один из главных минусов пикапов — тряскость. Он не кажется дискомфортным ни на грунтовых дорогах, ни на асфальте, и хотя дорогу чувствует, но большая часть болезненных для легковушек выбоин вязнет в толще его высокопрофильных шин и длинноходных подвесок. Нет и назойливого зуда заднего моста.

А вот с шумоизоляцией дела обстоят хуже. Еще на стоянке слишком отчетливо чувствуешь дизель по назойливым вибрациям, которые передаются и на педали, и на селектор. На ходу вибраций вроде бы меньше, но появляется гудение, которое нарастает к предельным 4000 об/мин. Слышно шины, слышно шум ветра.

Fortuner понравился виброкомфортом, но разочаровал шумоизоляцией

Фото: Артем Краснов

Но зато в его характере нет грузовых черт: Fortuner кажется более флегматичным, чем соразмерные кроссоверы, но не настолько, чтобы обращать на это внимание. Ни посадка за рулем, ни реакции не выдают в нем автомобиль, который бы, например, мне претило использовать в городе каждый день.

Его массивность проявляется, скорее, во время обгонов: даже дизелю нелегко таскать такую тушу. Разгоны получаются натужными и без особенного запаса на ошибку: почти всегда обгоняешь в режиме «педаль в пол», тщательно выбирая дистанцию атаки. Субъективно динамику портят настройки автомата, который ведет себя как вариатор: обороты постоянно гуляют, дизель то взрывается гудением, то вдруг затихает, и от этого рвется связь с автомобилем, теряется чувство разгона. По паспорту он делает «сотню» за 11,5 секунды, что является более-менее среднестатистическим результатом, но в дальней поездке я бы предпочел больше прыти в диапазоне 80–120 км/час.

Все это можно счесть придирками к японскому уазику, если бы не его цена. Прайс-лист стартует от 2,6 млн рублей за дизельную версию, и чтобы оправдать его, Fortuner имеет богатую комплектацию с 7 подушками безопасности, системой стабилизации, климат-контролем и так далее. Логика здесь такая: даже пустой Fortuner, импортируемый из Таиланда, стоил бы очень дорого и при троекратной разнице в цене все равно не бросил бы вызов тому же «УАЗу-Патриоту». Для любителей машин попроще есть тот же Hilux (от 2,086 млн), а дизельный Fortuner метит в состоятельного клиента, который мог бы купить и премиальный внедорожник, но чурается их электроники, сложной гидравлики или алюминия. Может быть, Fortuner купит преданный фанат Toyota, уже имеющий Land Cruiser, которым жаль рисковать на бездорожье.

На днях вышла бензиновая версия со 166-сильным 2,7-литровым двигателем: с механикой она стоит около 2 млн рублей, с автоматом - 2,35 млн. Во обоих случаях комплектация гораздо скромнее дизельных вариантов, но зато цена перебивает прайс главного конкурента, Mitsubishi Pajero Sport.

Премиальные акценты в салоне показались излишними

Фото: Артем Краснов

Впрочем, попытки сыграть в премиум получились не бесспорными. Салон отделан кожей и вставками под дерево, причем на руле они явно лишние — скользко. Интерьер не кажется подчеркнуто роскошным: например, у задних пассажиров нет подогревов сидений, а кожаная обивка промораживает до костей. Зато есть регулируемые дефлекторы вентиляции, что ускоряет прогрев «тылов».

Управление магнитолой — только виртуальными кнопками

Фото: Артем Краснов

Магнитола управляется только виртуальными кнопками сенсорного и бликующего экрана, что неудобно. Можно пользоваться кнопками на руле, но, например, шаг регулировки громкости очень мелкий, так что тыкать приходится в режиме азбуки Морзе.

Впрочем, система стабилизации, ксеноновые фары, парктроник, камера заднего вида, датчики дождя и света облегчают жизнь.

Оформление селектора шестиступенчатого автомата — классика жанра

Фото: Артем Краснов

Есть у Fortuner и зимний пакет: подогрев руля, передних сидений, зоны покоя стеклоочистителей. Дизель остывал до минимальной отметки каждый раз, когда мы останавливались для фотографирования, но у Fortuner есть догреватель и электротены мощностью полкиловатта, которые позволяют обогревать салон даже при холодном моторе.

Отсутствие подогрева кожаных сидений сзади — явный просчет

Фото: Артем Краснов

Задние места тесными не назовешь, но запас по высоте минимальный — я почти подпираю потолок, а скользкие сиденья с отлогой спинкой не очень удобны, когда ты одет в зимнюю болонь. Но зато есть место перед коленями и, несмотря на раму, нет чувства, будто сидишь на полу с выпирающими вверх коленями.

Багажник объемом 620 литров просторен, но нет ни подпола, ни шторки

Фото: Артем Краснов

Третий ряд сидений уменьшает объем багажника вдвое

Фото: Артем Краснов

Багажник у Fortuner большой, и, в отличие от Pajero Sport, здесь есть два дополнительных сиденья третьего ряда. Ездить на них взрослым получится едва ли, но для экстренных случаев подойдет. Сам багажник помимо объема иных достоинств не имеет: высокий уровень, отсутствие подпола, провал в дальней части, куда будет закатываться мелочевка, отсутствие шторки (хотя сиденья перекрывают боковые окна). Современные паркетники, как правило, удобнее и функциональнее, хотя при перевозки чего-то действительно громоздкого экс-пикап подходит хорошо.

Цена автомобиля стартует от 2,6 млн рублей, что в целом соответствует уровню рынка

Фото: Артем Краснов

Нужен ли Fortuner в России? Если судить по относительному успеху Pajero Sport, то рынок у таких автомобилей есть. Оба близки по характеристикам, как близки они по цене: Pajero Sport в базовой комплектации с механической коробкой передач чуть дороже (от 2,25 млн) бензинового Fortuner. Если дооснастить «Падж» до уровня дизеьного Fortuner, получится на 100 тысяч рублей дороже (2,7 млн), что можно оправдать восьмиступенчатым автоматом и трансмиссией SuperSelect.

Fortuner — более утилитарное воплощение идеологии LC Prado

Фото: Артем Краснов

У Fortuner есть и внутренний конкурент в виде LC Prado, который при прочих равных дороже, но престижнее, крупнее и попросту привычнее.

Тем не менее найдется клиент и на Fortuner. Это может быть человек с деньгами, но лишенный избыточных амбиций, а потому чурающийся премиум-сегмента или автомобилей-тяжеловесов вроде Land Cruiser. А может быть, он уже вкусил прелести современных кроссоверов с их сложной и капризной начинкой и теперь хочет вернуться к истокам: к раме, «железному» полному приводу и минимуму электроники в ответственных узлах. Ведь у Fortuner даже усилитель руля — гидравлический.

Фото: Артем Краснов

Благодарим компанию «Тойота Центр Челябинск Восток» за помощь в подготовке материала.

Что бы вы предпочли за 2,6 млн рублей?

  • Toyota Fortuner
  • Mitsubishi Pajero Sport
  • Добавить до LC Prado
  • «Жирный» кроссовер
  • Премиум-авто
  • Уазик и легковушку
  • Подержанный