Доверия к электронным базам данных в России пока нет
Доверия к электронным базам данных в России пока нет

Выдавать электронные ПТС начали еще в конце прошлого года, правда, в тестовом режиме: первым его получил Renault Kaptur. Масштабный переход планировался с 1 июля 2018 года, правда, без лишнего принуждения. Клиенты-частники в течение года все равно могли оформить бумажную версию паспорта, которая сохраняла актуальность до истечения срока действия. Нововведение больше касалось продавцов новых автомобилей и частников-импортеров.

Мы несколько раз обращались в ГИБДД с просьбой уточнить порядок выдачи электронных паспортов с 1 июля, но каждый раз получали размытый ответ: активные работы начнутся после получения приказа, которого нет. По данным сайта «Авторевю», переход в самом деле отложен почти на год, до 10 июня 2019 года.

Поддерживате ли вы идею перехода на электронные ПТС?

Авторизируйтесь,  чтобы проголосовать Опрос завершен Вы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Да, в XXI веке живем
  • Нет, не для России
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования

У электронных ПТС есть несколько важных преимуществ, и экономия на бланках, которую выпячивают чиновники, — не главное. Важнее, что электронный ПТС хранит почти всю «историю болезни» автомобиля, включая данные о прохождении техосмотров, плановом техобслуживании, наличии страховки, участии в авариях и залоговом статусе.

В США, например, историю автомобиля предоставляют коммерческие организации, одна из наиболее известных — Carfax. Созданная в середине 80-х для определения истинного пробега подержанных автомобилей, база постепенно усложнялась, и сегодня, по данным самой компании, содержит информацию о 17 млрд автомобилей. Сведения получаются из самых разных источников: страховых компаний, полиции, автосервисов, служб оперативного реагирования и так далее.

В России нет своего «карфакса», и долгое время даже проверка автомобиля на кредитную чистоту была практически невозможной — сегодня это делается с помощью реестра уведомлений движимого имущества. Тем не менее достоверность сведений об участии в ДТП, реальный пробег, история ремонтов и обслуживания лежит на совести продавца. Например, автообъявления пестрят фразами «не бит, не крашен», но по данным автостраховщиков, лишь 12% автомобилистов ездят действительно безаварийно.

В ПТС отражаются основные характеристики автомобиля, его номера, а также данные о владельцах
В ПТС отражаются основные характеристики автомобиля, его номера, а также данные о владельцах

Но если идея электронного паспорта выглядит перспективной, то исполнение вызывает вопросы. Оператором услуги стала компания АО «Электронный паспорт», и, судя по всему, к предполагаемому запуску системы ей не удалось интегрировать в систему всех участников, среди которых и дилеры автомобилей, и банки, и пункты техосмотра, и МРЭО ГИБДД.

Столь широкий доступ к базе данных ставит вопрос о достоверности сведений и ее безопасности. Непонятна, например, ответственность банка или страховщика, который не внес своевременно нужные данные в базу.

Возникли и совсем уж нелепые накладки, например по закону о защите персональных данных автовладелец мог запретить внесение личных сведений в базу данных «Электронного паспорта», а это создавало абсурдную ситуацию. Сегодня факт владения автомобилем подтверждают два документа — договор купли-продажи и ПТС (после постановки на учет). Но договор купли-продажи составляется в свободной форме и не защищен от подделок, а если электронный ПТС можно анонимизировать, открывают перспективы мошенничества, вплоть до «рейдерского захвата» автомобиля еще до первой постановки на учет. Есть и другие риски, например прежний хозяин автомобиля может оказаться под подозрением, если новый владелец-аноним совершит нарушение или аварию: подобные ситуации случаются и сейчас, но введение электронных ПТС усугубит ситуацию. Судя по всему, личные данные в базе данных все-таки будут, но на согласование формальностей уйдет время.

Поэтому электронные ПТС вызывают недоверие у самих автомобилистов: не возникнет ли многочисленных нестыковок с другими системами, которые обернутся для граждан головной болью?

Невозможность «подружить» между собой разные базы данных — давняя проблема для России. Например, автостраховщики долгое время морочили клиентам голову из-за сложностей проверки данных об аварийности по базам чужих компаний. Лишь под давлением властей началась кампания по восстановлению КБМ — мы публиковали инструкцию, как скорректировать коэффициент бонус-малус.

Другим примером является чехарда со штрафами-невидимками: о них знают одни системы (например, «Госуслуги»), но не видят другие. Скажем, при попытке оплатить штраф через банкомат выдается сообщение об отсутствии данных. Проблема — в неполной интеграции основной базы ГИС ГМП с региональными базами ГИБДД.

Из-за подобных сложностей тормозится проверка ОСАГО с помощью камер видеофиксации: пилотный запуск такой системы в Москве потребовал «зачистки» базы данных АИС РСА, содержащей сведения о полисах ОСАГО.

Одной болью меньше: в России отложили ликвидацию бумажных ПТС

России остро не хватает единой базы данных автомобилей, которая стала бы основной для цивилизованного вторичного рынка. Но в данном случае отсрочка ее внедрения выглядит разумной мерой: иногда лучше позже, но зато сразу хорошо.