В России запустили электронную систему розыска угнанных автомобилей. Пока проект работает в пилотном режиме только на территории Москвы, однако уже сейчас в ГИБДД подумывают о том, чтобы начать использовать такие системы и в других регионах страны.
Суть ноу-хау довольно проста: в основу проекта легли те самые камеры фотовидеофиксации, которые уже несколько лет измеряют превышение скорости на российских дорогах. Считывать номера машин электронику научили уже давно, сейчас проектировщики лишь продолжают совершенствовать перспективные наработки. Теперь видеокамеры не просто распознают регистрационные знаки, но и делают запрос в базу данных угнанных машин. Если номера совпадают, в дежурную часть Госавтоинспекции сразу же поступает сигнал со всей необходимой информацией: где и когда проехал разыскиваемый автомобиль. После этого в дело вступает ближайший экипаж дорожно-патрульной службы или вневедомственной охраны.
«Мы видим звездочку, которая начинает мерцать, – рассказывает о принципе работы системы начальник ГИБДД Москвы Александр Ильин. – Это транспортное средство, которое по тем или иным причинам разыскивается органами внутренних дел. Все это в режиме реального времени, информация с комплексов видеофиксации поступает сюда, здесь обрабатывается, инспектор направляет ближайший экипаж, чтобы задержать машину».
Сейчас в системе насчитывается около 150 комплексов фотовидеофиксации. Всего за месяц в объективы этих видеокамер попало более двух тысяч разыскиваемых автомобилей, но поймать удалось лишь 137. Тем не менее, в ГИБДД довольны полученными результатами.
Параллельно комплексы видеонаблюдения за дорогами продолжают фиксировать различные нарушения ПДД – в первую очередь, превышение скорости. При этом ведомство рассчитывает в ближайшие два года установить еще около 800 таких комплексов только на территории Москвы. Мало того, автоинспекторам хотят предоставить возможность получать информацию напрямую с ближайших камер.
В Уфе пока угнанные машины разыскивают по-старому, комплексы видеофиксации пока еще не подсказывают местным гаишникам, где искать то или иное авто. Однако камер на территории города на сегодняшний день не так уж и мало: четыре с лишним десятка стационарных комплексов исправно сообщают в ГИБДД, кто, где и на сколько километров в час превысил скорость.
В частности, такие установки стоят практически на всем протяжении проспекта Салавата Юлаева: известный факт, что мало кто соблюдает разрешенные на этой магистрали 80 километров в час. Несколько камер стоят на улицах Сагита Агиша и Сипайловской, а также на трассе Уфа–Аэропорт. Кроме того, патрульные экипажи ГИБДД не забывают использовать и передвижные комплексы фотовидеофиксации, в народе прозванные «треногами». Предугадать, где появится очередная «тренога» завтра, разумеется, невозможно, но автомобилисты, тем не менее, не забывают рассылать предупреждения через «Анти-ГАИ».
Для обработки кадров, которые поступают с этих видеокамер, в столице республики недавно начал работу Центр автоматической фиксации правонарушений в области дорожного движения. «Письма счастья» водителям, попавшим в объектив, рассылаются именно отсюда. Подобные сюрпризы от Госавтоинспекции уже успели получить многие автовладельцы. Впрочем, как показывает практика, даже сертифицированные видеокамеры иногда ошибаются. Так, в Подмосковье гаишники прислали квитанцию 70-летнему владельцу «копейки». На фотографии было указано, что легковушка летела по трассе со скоростью 211 км/ч. Эта история закончилась хорошо: пенсионер подал жалобу, ГИБДД провела внутреннюю проверку, провинившуюся камеру отключили.
В другом случае странное «письмо счастья» пришло владельцу Subaru. Нарушителя смутил тот факт, что в тот момент, когда был сделан снимок, его машина находилась совершенно в другом месте. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что камера запечатлела автомобиль-двойник с идентичными госномерами.
Несмотря на единичные недоразумения, комплексы фотовидеофиксации действительно смогли заставить автомобилистов не торопиться. В ГИБДД Башкирии подчеркивают, что даже на проблемных дорогах движение после установки камер стало поспокойнее.
«Анализ практического использования комплексов показал, что в местах их установки, а также на участках автодорог, где устанавливаются передвижные комплексы, ДТП по причине превышения скорости постепенно сокращались, – отмечают в пресс-службе ведомства – В 2011 году в зоне контроля данных комплексов дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями не зарегистрировано».
Каждая камера за сутки выявляет до 800 нарушений. Всего за год по фотографиям было наложено более 127 тысяч штрафов на сумму свыше 34 миллионов рублей. В Госавтоинспекции подсчитали, что основную массу нарушений составляют превышение скорости на 10-20 км/ч (57%) и 20-40 км/ч (35%).
Прогресс не стоит на месте, и пока в Башкирии подумывают об установке комплексов «Стрелка», способных отслеживать движение сразу на пяти полосах, в других регионах начали испытывать новые функции подобных систем. Так, в Перми, Тюмени и Казани камеры уже научились различать цвета, чтобы фиксировать проезд на красный свет. Но разработчики не остановились и на этом. Так, один из производителей видеокамер рассказал газете «Коммерсантъ», что сейчас тестирует прибор, который умеет различать разворот и поворот в неположенном месте. Впрочем, ГИБДД такой функцией пока не заинтересовалась: сотрудники ведомства и так еле справляются с обработкой нарушений скоростного режима.
Весьма вероятно, что именно из-за этих трудностей перспективный проект с поимкой разыскиваемых автомобилей может остаться просто проектом. В результате региональные отделения ГИБДД останутся без дополнительной помощи в борьбе с угонами. Стоит отметить, что помощь действительно была бы не лишней. По статистике, только в январе и только в Уфе было угнано 20 машин, четыре из которых по-прежнему находятся в розыске. Всего же по республике в угоне числятся 172 транспортных средства, в том числе мотоциклы, грузовики, прицепы и даже спецтехника. Не исключено, что некоторые из этих машин успели засветиться перед объективами камер наблюдения. Но сверять вручную все номера с базой угонов на сегодняшний день некому: все заняты другими нарушениями.
Фото: Фото с сайта Dospbdd.ru