«В 2007 году на территории республики было зарегистрировано 279 дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей данной категории транспортных средств, при которых погибли 47 и получили ранения 323 человека. В том числе было зарегистрировано 33 аварии, в которых водители мотоциклов управляли в состоянии алкогольного опьянения», – гласит тревожная сводка из пресс-центра ГИБДД по Республике Башкортостан.
По этому поводу часто можно услышать мнение, мол, запретить, к чертям, мотоциклы, посмотрите сколько из-за них аварий! А вот мой товарищ в свое время воодушевленно рассказывал: «Разве может сравниться езда на автомобиле и мотоцикле? Там ты сидишь словно жук в консервной банке, а тут... свобода! Встречный ветер и скорость будоражат душу, мотоцикл чувствует каждое твое движение, а ты чувствуешь его». Так существует ли реальная угроза от рыцарей дороги?
Именно в этом вопросе нам сегодня предстоит разобраться. Что же такое мотоцикл на улицах, ведь многие именно его считают корнем дорожного зла и клеймят во всех бедах? Тем более появляются они, в основном, только летом, в пору адского пекла, раскаленного асфальта и задыхающегося от пыли мегаполиса. По мнению многих автовладельцев движение по дорогам города именно в это время года наиболее опасно. Потому что кроме «подснежников» на дороги выезжают велосипедисты и наконец-то начинают чувствовать себя вольготно мотоциклисты, соответственно, интенсивность дорожного движения увеличивается на порядок. Поэтому и аварийность резко возрастает.
«Почему-то на острие атаки ГИБДД оказываемся только мы! Такое чувство, что каждый, севший за руль мотоцикла, – кровный враг дорожно-постовой службы! Я сам часто сталкивался с предвзятым отношением сотрудников ДПС», – сказал владелец мотоцикла Денис Хусаинов.
«Противостояние между органами правопорядка и байкерами скорее надуманно. Потому что тех, кто не нарушает ПДД, работники ДПС не притесняют. Но так сложилось, что очень часто некоторые водители мотоциклов ездят либо без прав, либо на транспорте, не прошедшем Гостехнадзор. Правила же едины для всех, и подобные действия мотоциклистов создают угрозу жизни», – отмела претензии в предвзятом взгляде инспектор отдела пропаганды ГИБДД УВД по Уфе Зухра Рахматуллина.
«С 2 по 16 мая по территории Республики Башкортостан пройдет комплексная профилактическая операция «Мотоцикл», направленная на сокращение количества аварий на дорогах. В ходе первых дней проверки мототранспорта инспекторами ГИБДД выявлено более 300 фактов нарушения ПДД водителями, в том числе 91 лиц находились за рулем в состоянии алкогольного опьянения, зафиксировано более 187 случаев управления незарегистрированным транспортным средством, выявлено 270 водителей без водительского удостоверения. Свыше 300 единиц мототранспорта помещены на штрафстоянку (см. фото), из-за отсутствия технического осмотра», – сообщил инспектор отдела пропаганды ГИБДД УВД по РБ Линар Зиннуров.
Такая вот тревожная сводка, однако если сравнить статистику, к примеру, нарушений на маршрутных линиях автобусами, то первые дни их проверок показали более впечатляющие результаты, хотя не слышится голосов: «Автобусы убрать с дорог, они опасны!»
Мнения обычных автолюбителей тоже разделяются:
«Если рядом пронесся мотоцикл, то ты просто его не заметишь. Мне они не мешают абсолютно, если соблюдают ПДД. Тем более у нас в Уфе их не так часто можно увидеть», – сказал профессиональный водитель Константин Репп.
Но по статистике ГИБДД по Уфе, опять же за пять дней операции «Мотоцикл» было проверенно 338 мотоциклов из них 17 незаригестрированны, а 21 водитель находился за рулем без прав. «А зачем эти права? И что такого? Я проехал пять метров – и преступление века совершил? Я вообще вожу с 12 лет, совсем менты озверели!» – сетовал один из задержанных.
Но правила дорожного движения еще никто не отменял, поэтому вопрос наличия прав у мотоциклиста при выезде на дорогу не должен возникать – они должны быть. Если управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения очень опасно, то для мотоциклиста «принятие на грудь» смертельно опасно.
«Что вы равняете нас и идиота, забравшегося на старенький ижик пьяным? Вы знаете, сколько стоит этот мотоцикл? 432 тысячи рублей! Поэтому я вряд ли сяду за руль пьяным. И дело не только в боязни разбить технику. Нет, дело в другом, я, как и мои друзья, получаю кайф от самой езды, от самого управления мотоциклом, а пьяным разве возможно что-то почувствовать? Нет! Вот благодоря этим нехорошим «редискам» и сложился образ пьяного байкера, плюющего на все и всех. Такого нет. В сельской местности там почти поголовно пьяные и что теперь? Но и там есть культурные мотоциклисты! Они везде есть, и грести всех под одну гребенку нельзя», – возмущался мотоциклист Андрей Макаров, когда его попросили сотрудники ГИБДД пройти тест на алкоголь.
Да, можно винить во всех бедах мотоциклистов, но следует помнить, что на сегодняшний день всего по республике зарегистрировано 1 миллион 148 тысяч транспортных средств, процент же мотоциклов среди них весьма невелик. И если для кого-то мотоцикл стиль жизни, то это его выбор. Но о собственной безопасности и о безопасности других участников дорожного движения забывать не стоит.
Тем более, если водитель автомобиля защищен, и часто столкновение машин заканчивается вмятинами, царапинами и выбитыми фарами, то даже легкое касание мотоцикла другим транспортным средством может обернуться для седока серьезными травмами, несмотря на шлем и спецкостюм. Поэтому следует всегда соблюдать осторожность при появлении современного рыцаря на железном коне, ведь никто не знает, на что завтра пересядете сами вы.
Советы от бывалых для мотоциклистов
Останавливаясь на светофоре, старайся контролировать ситуацию позади и не выключай передачу, пока не будет абсолютной уверенности, что машины остановились. Если ты первым в потоке подъезжаешь к красному сигналу светофора, то притормаживай прерывисто и заранее, чтобы другие участники дорожного движения заметили твой маневр.
Всегда при удобном моменте очищай стекло шлема, помни: даже крохотные пятнышки способны отвлечь внимание.
Всегда старайся быть заметным для других участников дорожного движения.
Для того, чтобы меньше уставать при длительной езде, используй затычки для ушей.
Поворот следует совершать по широкой дуге. Если в этот момент возникла необходимость затормозить, то сначала следует спрямить траекторию.
Старайся не тормозить в повороте, тормози непосредственно перед маневром и ускоряйся в повороте. Это способствует увеличению сцепления шин с дорожным покрытием и наиболее безопасному выходу из поворота.
Список дорожных покрытий по снижению коэффициента сцепления:
чистый сухой асфальт;
чистый сухой свежий асфальт;
чистый сухой бетон;
свежеположенный ремонтный состав типа гудрона;
влажный асфальт;
присыпанный песком асфальт;
2-5 см грязного кашеобразного снега, влажный бетон с продольными волнами;
сухая дорожная разметка;
сухой прессованный снег;
сухой асфальт с брызгами масла;
сухой бетон с брызгами масла;
бетон, слегка присыпанный песком;
асфальт, покрытый строительной глиной и грязью;
сухой, полированный металл (ремонтные пластины на дороге, переездах);
влажный бетон – мелкозернистый, без продольных волн;
сухие листья;
влажные листья;
влажная дорожная разметка;
влажный и жирный (масляный) асфальт;
влажный металл;
влажный лед;
гидропланирование (водяной клин).
Фото: Фото автора и сайта Motoprotect.com.ua