«У человека есть потребность к мобильности, правильно? Также как у человека есть потребность жилья. Но почему-то никто не говорит, что грозит городу из-за большого ввода жилплощади», – так прокомментировал генеральный директор Башкирской автомобильной компании Михаил Пилюгин название круглого стола «Автомобильный бум – угроза городу», проведенного информационным порталом Ufa1.ru 17 апреля.
Однако то, что проблемы существуют, никто из присутствующих не отрицал – а это и представители администрации, автодилеры, экологи, страховые компании и другие заинтересованные лица.
Многие общественные организации, как и граждане города, всерьез обеспокоены резким увеличением машин. Ведь борьба за экологию не дань моде, а в нашем городе острая необходимость. Благодаря росту автопрома, сегодня на российских просторах повсеместно закрепляются иностранные автогиганты. И становится понятно, что проблемы Москвы – передвижение по городу в часы пик со скоростью не превышающей 7-12 кмч – скоро станут актуальными и для столицы Республики Башкортостан. Если такое случится, то исчезнет главный фактор преимущества обладания автомобилем – мобильность.
«Прирост автомобилей в Уфе с 2005 по 2007 год составил 72 тысячи единиц», – озвучил статистику зарегистрированных машин заместитель начальника ОГИБДД по городу Уфе Иршат Кульсинбаев.
Такое резкое увеличение автотранспорта не стало бы возможным без развитой системы кредитования. Банки идут навстречу клиентам, пытаясь облегчить жизнь простым гражданам в получении денег на автомобиль и отвоевать место на рынке подобных услуг.
Обратная сторона медали доступности получения автокредита – когда нечистые на руку граждане пытаются использовать такое положение дел в своих криминальных целях. Так, по словам сотрудника ОБЭП Кировского района Уфы Артура Хусаинова: «Только в Кировском районе возбуждено 30 уголовных дел в отношении одной фирмы. Число людей, пострадавших от ее деятельности, приближается к 300. Схема, по которой действовали мошенники, была проста: оформлялся кредит на физических лиц, потом по поддельным ПТС автомобиль перепродавался третьим лицам».
Генеральный директор Башкирской автомобильной компании Михаил Пилюгин высказался по этому поводу: «Эффективное наказание – вот самая лучшая борьба! А то что получается: совершают преступления, нарушают закон – а потом свободно гуляют по городу и продолжают нормально жить... Вот это ненормально!»
Было найдено самое правомерное в данной ситуации решение, которое по плечу пришедшим: рассказывать о фактах мошенничества в сфере кредитования через СМИ обычным гражданам, что в свою очередь поможет многим из них избежать участи стать жертвой злоумышленников.
«Кто предупрежден, тот защищен» – так гласит народная мудрость. Жесткое наказание же, как показала уже многолетняя практика МВД, может служить сдерживающим фактором, но только одна эта мера недостаточно эффективна. Мошенничеством в системе кредитования не исчерпывается перечень преступлений, связанных с автотранспортом. Многие правонарушения касаются непосредственного соблюдения ПДД – и в данном случае бесконтрольность часто вызывает чувство безнаказанности. В то же время на вопрос, в достаточном ли количестве укомплектован сегодня состав сил дорожно-патрульной службы, заместитель начальника ОГИБДД Иршат Кульсинбаев (на фото слева) ответил честно: «У нас не хватает порядка 700 инспекторов».
Увеличившееся количество транспорта способствует повышенной аварийности на дорогах Уфы. А когда уже случилось самое страшное – дорожно-транспортное происшествие – люди обращаются в страховые компании, и бывает, сталкиваются с отказом в выплате. По какой причине это происходит?
«Отказ – не то место, которое мы должны прикрывать фиговым листком. Отказ – это проведенная тщательная работа», – заявила пресс-секретарь страховой компании «Росгосстрах-Аккорд» Динара Шарипова. По ее словам, каждый страховой случай тщательно рассматривается, выясняется, кто прав, а кто виноват, и только взвесив все, страховая компания принимает решение платить или не платить.
Так что претензии зачастую бывают беспочвенны, но и решение страховой компании всегда можно обжаловать.
Рассматривался на круглом столе и еще один вопрос – наши дороги. Их с древности называют артериями мира. Хорошие дороги всегда говорят о цивилизованности. От их ширины, пропускаемой способности зависит, как будет работать механизм транспортировки, соответственно зависит и интенсивность жизни Уфы в целом.
Вообще столица Башкортостана занимает 14 место из 24 городов-миллионников Российской Федерации по уровню обслуживания дорог (список от лучшего к худшему). Отчего же каждую весну вновь и вновь на старых асфальтовых заплатках появляются новые дырки? Ведь каждому горожанину знакома картина, когда в весенне-летний сезон на дорогах появляются рабочие в оранжевых жилетках с лопатами и заделывают на тех же местах одни и те же колдобины. И еще один вопрос по сопутствующей теме: где парковаться автомобилистам, где им можно оставить машину на ночь, строятся ли стоянки, есть ли они в планах?
«Проблема очень сложная. Все у нас в городе взаимосвязано. С одной стороны, нужно делать расширение дорог, с другой, уже все засажено деревьями, занято парковками… Санитарные требования к парковке по новым требованиям – 20 метров от жилого дома, 20 метров от детской площадки», – объясняет заместитель начальника УКХиБ Михаил Повстин. По его словам, ремонт старых дорог – это дань изменчивому климату и увеличившемуся автопарку. В настоящее время планируется постройка новых парковок, в сложных местах будут делаться грамотные развязки.
Средства же можно отыскать даже из частных источников, впрочем, компании, участвовавшие в прошлом году в строительстве, представитель от администрации Уфы не назвал. Как сказал Михаил Пилюгин (на фото справа), проблему относительно автостоянок рядом с офисами следует возложить на фирмы, занимающиеся строительством зданий, что будет вполне закономерно. А начальник технического отдела Башкирского отделения общественной организации «Всероссийского общества автомобилистов» Виктор Лопухов рассказал, как обстоят дела с проблемой стоянок в Челябинске и Татарстане, предложив позаимствовать опыт соседей (мы писали об этом).
Не была обойдена и тема выбросов и загрязнения окружающией среды, которую прокомментировал администратор Башкирского медицинского сервера Андрей Петров, предложив ввести талоны токсичности и дымности, которые существовали пять лет назад. И посетовал, что во всем мире новые ГОСТы идут в сторону уменьшения показателей СО, а в России, наоборот, введенные требования позволяют ездить по дорогам более опасным для окружающей среды автомобилям.
Согласно статистике, приведенной заместителем начальника центрального межрайонного управления министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ Василием Вахмининым, ежегодно в атмосферу выбрасывается автомобилями около 166 тонн выхлопных газов, что составляет 64% от общих выбросов. Поэтому за экологически чистые автомобили следует бороться.
Теперь подведем итоги. Смело можно сказать, что нет таких сфер, которых бы не касался автомобильный бум, и везде есть свои проблемы, к счастью, как пришли к выводу участники круглого стола, вполне решаемые. Главное, решать их загодя и вовремя. А когда известна причина, известен способ преодоления проблемы, то остается лишь принять необходимые меры, чтобы потом не расхлебывать катастрофические последствия нашей непредусмотрительности. Ведь чистый город нужен в первую очередь нам – всем его жителям.
Фото: Фото автора