Поскольку индустрия зимнего отдыха у нас еще не дотягивает до мировых стандартов, а горнолыжный курорт Куршавель не всем по карману, весна для большинства россиян – не только пора грачей и любви, но и время принятия решения о проведении отпуска.
В последние годы, когда отдых на российском черноморском побережье по ценам уже опередил Средиземноморье, многие с большим сомнением начинают относиться к афоризму «Не нужен нам берег турецкий». Отдых в Турции стал настолько популярен, что из большинства российских областных центров организованы прямые чартерные рейсы в Анталию, а турецкое курортное побережье превратилось в русскоязычную «резервацию» с небольшими вкраплениями местного населения в виде обслуги и турбизнесменов.
Бесспорно, в Турции хорошо, но наша рубрика не ставит целью подменять собой рекламные проспекты турагентств. Речь о другом. После нескольких поездок на «туретчину», наступает уже некоторое пресыщение однотипными впечатлениями, а семейный бюджет еще не дотягивает до Мальдив или Доминиканы. Что делать в этом случае?
И тут взоры наших соотечественников традиционно оборачиваются в сторону табличек с надписью Rent Car, то бишь проката автомобилей. Например, брать или брать? Ответ: однозначно брать! Хотя и есть несколько опасений по поводу проката автомобилей. Вопрос: правомочно ли наше водительское удостоверение за рубежом? Ответ: еще как правомочно, иначе прокат авто не процветал бы на турецком побережье.
Все ваши данные в российских «правах» продублированы латиницей, и не вызывают вопросов и недопонимания у турецкой дорожной полиции. Вопрос: удастся ли адаптироваться к местной дорожной обстановке? Ответ: если вы уверенно ездите по миллионной Уфе с ее пробками, заторами и лихачами на тонированных «девятках», то дороги Турции покорятся вам легко. 99 процентов дорожных знаков будут вам знакомы. Могут не «читаться» некоторые сервисные таблички, но они на безопасность дорожного движения не влияют.
Все предписывающие, запрещающие и предупреждающие знаки логичны и понимаются как-то сразу. Не знаю, как в Стамбуле, а в городах курортного побережья интенсивность автомобильного движения намного меньше, чем в Уфе. Конечно, часто местные джигиты лихо проезжают красный.
Но ведь и в Уфе это не редкость. А гарцевание по трамвайным путям отсутствует по причине их отсутствия, простите за каламбур. Зато приятно удивит качество дорожного покрытия, разметки и продуманной организации автомобильного движения. В Турции гораздо меньше гаишников, чем у нас. Тем не менее в чужой стране правила лучше не нарушать. Зачем портить себе отдых? Тем более, что турецкие полицейские если где-то и стоят, то не в кустах возле забытого дорожными ремонтниками знака ограничения скорости, как наши гаишники, а действительно на опасных участках дороги.
Словом, все ваши страхи и опасения окажутся напрасными, ладони и спина сухими, а езда по хорошим и не сильно загруженным дорогам доставит больше удовольствия, чем напряжения. Готовым надо быть к совсем другому. Например, к европейской цене на бензин. В прошлом году, помнится, на 50 баксов заливали всего около 20 литров 95-го.
Поэтому есть смысл брать автомобиль с небольшим моторчиком объемом 1,3-1,5 литра и экономичным расходом топлива. Обычно это класс «В» или «С» типа распространенных в прокатах «Фиат Албеа» или «Хундай Акцент» турецкой сборки, и стоить это удовольствие будет около 50 долларов в день. Нередко прокатные конторы объединены с турбюро, поэтому можно выторговать скидку, если здесь же вы будете брать и экскурсии. Возвращать автомобиль нужно с тем же количеством бензина в баке, что вы и брали.
Кроме того, надо быть готовым к тому, что вдали от курортного побережья адресованные к аборигенам обращения «здравствуйте, извините, пожалуйста», «гутен таг, энтшульдиген зи, битте» и «хэлло, экскьюзми, плиз» повиснут в воздухе без ответа. Тем не менее нам, башкортостанцам, в отличие от россиян-славян преодолеть языковый барьер гораздо легче.
Поможет наше башкирское или татарское происхождение. Попробуйте сказать: «Салям алейкум!» – реакция турков вас приятно удивит. Турецкий язык – прародитель тюркских языков, поэтому однокоренных слов в турецком и башкирском–татарском множество. Если же у вас на лингвистическом вооружении только русский и иностранные европейские, то в прокатной конторе лучше сразу же попросить и дорожную карту.
Обязательно убедитесь, что ваша машина полностью застрахована. Заветная фраза all casco обязательно должна фигурировать в договоре. Но! Не подписывайте договор, если он вам не понятен – договор должен быть на двух языках: на турецком и любом другом вам понятном. Часто аll casco составлено таким образом, что мелкие повреждения ценой до 200 долларов, допущенные по вашей вине, вроде разбитого камешком ветрового стекла, вы оплачиваете сами.
И только в случае ДТП по вашей вине, когда кузовной ремонт обойдется дороже, в дело вступает страховка. Само собой, надо осмотреть предложенный автомобиль на предмет кузовных повреждений, и, если они есть, включить их описание в договор или составить акт осмотра, подписанный двумя сторонами. Если вы берете машину на прокат летом, убедитесь также в исправной работе кондиционера, без него в турецкий зной придется тяжело.
Куда ехать? Если в договоре нет ограничений по суточному пробегу, то, в принципе, в любую точку страны. Это дело вкусов и предпочтений. Автор этих строк был свидетелем, как один «реальный пацан» взял на прокат злобный, разменивающий «сотню» менее, чем за 6 секунд двухместный родстер BMW-Z4, чтоб эпатировать путешествующую с ним гламурную блондинку. Догадайтесь, на что он употребил средство передвижения? А вот и нет, ни за что не догадаетесь!
С напыщенной от гордости белокурой подругой он катался по Кемеру от одного турбюро к другому и торговался за 10 долларов на экскурсии, не выходя из машины, благо открытый кабриолет это позволяет. Выглядело это очень комично, но обоим седокам доставляло несказанное удовольствие.
Ну, а если вы все же решитесь на арендованном автомобиле уехать подальше от курортного побережья, то наградой за это прежде всего будет то, что на вас перестанут смотреть, как на источник наживы. Кроме того, вы убедитесь, что коренное население очень доброжелательное, а цены на местных рынках раза в 2-3 ниже, чем на побережье. Красота горной природы такова, что в прямом смысле захватывает дух, когда смотришь на примостившиеся, как ласточкины гнезда, на краешках утесов турецкие домики.
Узкие асфальтированные дороги могут внезапно закончиться тупиком в живописнейшем месте, что добавляет и непредсказуемости, и остроты ощущений. Вода в горных речках чиста, как слеза младенца. Душная влажность морского побережья сменяется на сухой до звонкости горный воздух, в котором стрекот цикад разносится в тишине, кажется, на километр.
Поросшие соснами скалы высятся и мощно угрожающе, и утонченно нежно. Турецкие крестьяне спокойны, несуетливы и полны какой-то внутренней мудрости, которая при всей материальной бедности их существования дает им чувство некичливого превосходства над суетой туристического бытия. Это другая Турция.
А самое главное – это ваша Турция. Турция, которую вы открыли для себя самостоятельно, а не под опекой алчных экскурсоводов на пару с торговцами. Она совсем другая. Менее суматошная и более красивая. Менее красочная и более тихая. Наверное, ради знакомства с такой Турцией и стоит подходить к табличкам Rent Car.
Фото: Фото автора