В свое время нашу страну довольно успешно электрифицировали, теперь подобными темпами шагает автомобилизация, причем, не только по России, но и по всему миру. Причина тому не столько весьма спорный рост доходов населения, сколько экспансия дешевых моделей.
На этот сегмент рынка устремляют свои взоры преимущественно азиатские производители, отличающиеся, кроме всего прочего, поразительной плодовитостью. Конкурировать на рынке с признанными лидерами, имеющими определенную репутацию и развитую дилерскую сеть, на уже освоенных просторах – занятие малоперспективное. Гораздо разумнее сделать ставку на тех, кто по финансовому положению до статуса автовладельца не дотягивают, но обладать транспортным средством очень даже хотят.
Первым идею «народного» автомобиля реализовал Генри Форд. Увеличив в 1906 году долю своих акций в компании до 58,6%, он тут же начал осуществлять свою мечту. В 1908 году из заводских ворот выкатили Ford T, позже прозванный в народе «Железной Лиззи». В 1913 году было начато производство автомобиля конвейерным способом, что существенно сказалось на цене. За два десятка лет производства его цена снизилась с $850 до $300 (в пересчете на нынешнее время – примерно $3500), а годовые продажи достигли 500 тысяч штук. Автомобиль был прост и надежен, объем цилиндров составлял 2896 кубических сантиметров, а мощность – 20 л. с. Подвеска на поперечных рессорах обеспечивала уверенное движение по плохим дорогам провинциальной Америки. Сейчас мечту Форда принялись воплощать в жизнь с еще большим рвением.
По мнению ведущих экспертов, мир стоит на пороге настоящего автомобильного «бума», который, кроме глобальной радости тысяч и тысяч новых автолюбителей может принести немало проблем, тоже глобальных. И дело здесь не только в увеличении выхлопов в атмосферу и развитии парникового эффекта.
Журнал Forbes, известный любовью к рейтингам, опубликовал результаты исследования рынка новых автомобилей, рассчитанных практически на любой кошелек.
Предводителем авангарда среди авто дешевле $10 тысяч, безусловно, выступает индийская Tata Nano стоимостью менее $2500. «Новогодний подарок» весьма скептически оценили в странах с развитой автомобильной культурой и сформировавшимся средним классом.
А вот у себя на родине и близлежащих странах третьего мира модель имеет все шансы на успех, хотя производители заявляют, что до 2011 года продажи за пределы Индии не планируются. В самой Индии рассчитывают продавать 200 тысяч автомобилей в год. Если вспомнить о численности населения региона, то у индийской компании есть где развернуться. В Уфе, да и вообще в России, этот «шедевр» мы вряд ли скоро увидим – климатические условия не те, хотя определенный потенциал есть – «Оку» же покупают. Кстати, ее в рейтинги западные специалисты не включают.
На втором месте – китайский Chery QQ (он же Sweet), согражданам нашим знакомый, продающийся у себя на родине за «не круглую» во всех смыслах сумму 4781 доллар. У нас его, правда, продают подороже, но стабильный спрос присутствует, несмотря на цепляющее глаз «Мade in China». Сам автомобиль уже приобрел определенную негативную репутацию из-за поразительного внешнего сходства с Daewoo Matiz, которое заметили не только потребители, но и возмутившиеся правообладатели.
Далее снова представитель Индостана – Suzuki Maruti 800, который индиец может купить за 4994 доллара. Эта популярная копия давно снятой с производства модели Suzuki Alto с 37 л. с. в активе словно создана для езды по пробкам под девизом «Тише едешь, дальше будешь». Стоит отметить, что Tata Nano на трассе Maruti все-таки обойдет – максимальная скорость составляет 125 км/ч.
За ней следует «группа китайских товарищей». Модели Geely HQ SRV и MR ничего не скажут не-гражданину Поднебесной. Из аббревиатур можно понять, что первый представляет собой внедорожник, второй – хэтчбек. Цены практически идентичные – $5780 и $5500 соответственно. Разница в $280 оборачивается не только разными классами, но и солидной разницей в «максималке».
Модель, претендующая на гордое звание внедорожника, может развить всего 84 км/ч. Видимо, из-за проблем с перенаселением, пробки в Китае стали возникать и на бездорожье. На экспорт они пока не поставляются, но аналитики очень оптимистично косятся в сторону России, держа в уме пример c Chery. Представитель этого семейства, CheryA1, обходится подороже – 7394 доллара и является рестайлинговой версией Chery QQ. От предшественника его отличает оригинальный дизайн и мотор мощностью 83 л. с.
И вновь Tata: Indica была одной из первых попыток индийского автопрома произвести на свет современный автомобиль, по ценовым характеристикам приближающийся к отметке в $10 тысяч. Tata Indica в 2004 году появилась на рынке англичан под названием City Rover. Соотечественники такую маркетологическую находку не оценили, а «англоманство» компании имело продолжение – производитель самого дешевого автомобиля буквально на днях завладел британскими брендами Land Rover и Jaguar.
Рядом с ней в рейтинге расположилась свеженькая Hyndai i10, тоже представленная в Индии. Цена 9096 долларов и абсолютное отсутствие претензий на что-либо и присутствием неплохого набора безопасности: ABS, самоотпирающиеся двери, айрбэги и ремни с преднатяжителями.
Компактный хэтчбек оснащен бензиновым двигателем объемом 1,1 литра и мощностью 66,7 л. с., разогнаться может до 120 км/ч. В премиальных комплектациях предусмотрена панорамная стеклянная крыша – новинка для автомобилей такого класса. Автомобильные традиции корейцев все-таки несколько богаче индийских.
Ну и Европа, конечно, тоже не забыла о демократичных ценах, хотя представленные модели ориентированы преимущественно на страны третьего мира. Renault Logan и Fiat Palio, известный в России как Albea, уже успели зарекомендовать себя как надежные и довольно безопасные машины, однозначно стоящие своих денег. Ни французы, ни итальянцы не стали экономить на системах контроля качества продукции, это, соответственно, сказалось на цене, но в список «доступных» оба автомобиля попали.
Из перечисленных моделей в Уфе пока можно встретить лишь Chery QQ и Logan с Fiat, однако, вполне вероятно, что не за горами те дни, когда этот список значительно расширится.
К чему может привести массовая штамповка «жестяных капсул»? Переполненными улицами уже давно никого не удивишь, практически каждый, рассчитывая предполагаемое время поездки по города, берет во внимание пробки. А вот экономия на стандартах безопасности может дорого обойтись.
Для Европы эта проблема на данный момент не актуальна, поскольку путь на европейские рынки таким моделям заказан, да и самих производителей бюджетных авто потребности взыскательных европейцев волнуют мало. А вот российские покупатели могут в очередной раз погнаться за дешевизной и набить немало шишек. Автомобиль сомнительного качества представляет опасность на дороге вне зависимости от квалификации водителя и соблюдения ПДД.
Российский рынок вообще находится под пристальным вниманием автопроизводителей именно с точки зрения реализации идеи «доступного» автомобиля. Мировые гиганты Nissan, Toyota, Volkswagen, Skoda и General Motors размышляют над выпуском авто стоимостью от $9 тысяч.
Российские производители тоже пытаются шевелиться в этом направлении, правда, эти шевеления автолюбители воспринимают с осторожностью. В свое время губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил, что «группа ГАЗ» планирует выпустить автомобиль стоимостью порядка 75 тысяч рублей. Цена сопоставима с Tata Nano. Но сразу же возникает вопрос о качестве.