СЕЙЧАС +9°С
Все новости
Все новости

Как поссорились телеканалы и кабельные операторы

Поделиться

В Уфе в рамках круглого стола, организованного Общенародным фронтом, обсудили проблемы взаимоотношений региональных телевещателей и кабельных операторов. Ранее стороны не смогли самостоятельно урегулировать разногласия. В итоге телевещатели привлекли к решению проблемы общественность.

Ряд представителей телеканалов высказал недовольство ценовой политикой компаний, предоставляющих услуги кабельного телевидения. Претензии заключаются в следующем: операторы в Башкирии могут изменять цены на свои услуги в любой момент, темпы роста расценок могут превышать пределы разумных, и при этом телевещатели оказываются в заложниках ситуации. Последним приходится подстраиваться и играть по правилам поставщика услуг.

Восточный базар

Процесс заключения договора с кабельным оператором, по словам директора вещателя телеканала РБК, ООО «Рекламная группа «ТриМедиа», Гульшат Булгаковой, «похож на восточный базар». Кому-то из клиентов, использовав все силу личного обаяния и дипломатии, удается договориться на сносных условиях, и он платит меньше. Кто-то вынужден подписывать не самые выгодные контракты. Соглашаться на повышение стоимости при перезаключении договора раз в год или чаще приходится всем: в Башкирии практически нет эфирного покрытия, и почти все жители региона смотрят телевизор «через кабель». Альтернативы нет. Это единственный способ доставки контента зрителю.

В этой ситуации особенно уязвимыми оказались региональные телеканалы. Несмотря на то, что они востребованы у жителей Башкирии, их доходы, разумеется, не так велики. Для них очень важно, чтобы ценовая политика кабельных операторов была лояльной. Директор телеканала «Туган Тел» Рамиль Ганеев пожаловался на действия компании «Уфанет». Он рассказал, что до 1 апреля 2010 года телеканал «Туган Тел» работал с кабельным оператором на основе взаимозачета. Затем оператор установил плату за включение в сетку вещания в размере 19 тысяч рублей в квартал, а с 31 октября 2013 года – 125 тысяч рублей в месяц. «Сначала речь зашла вообще о 250 тысячах рублей в месяц, сумму удалось снизить только благодаря переговорам. И нет никаких гарантий, что кабельный оператор снова не поднимет плату, в результате чего наш ориентированный на культуру канал, который вещает на русском, башкирском и татарском языках, может оказаться на грани закрытия», – рассказал он.

Тот же оператор с 1 октября отключил от вещания в своей сети канал «РБК». Формальной причиной стало прекращение коммерческих отношений с вещателем – рекламной группой «ТриМедиа». По словам директора «Три медиа» Гульшат Булгаковой, вещание прекратилось ровно в 24:00 30 сентября. Провайдер разместил на частоте канала объявление о том, что произошло это в связи с отсутствием договорных отношений с вещателем.

Как пояснила Гульшат Булгакова, между компанией и «Уфанетом» был заключен договор, согласно которому, до 30 сентября партнеры должны были подписать дополнительное соглашение, увеличивающее стоимость услуг. В противном случае договор считался расторгнутым. Оператор проигнорировал попытки вещателя подписать документ. В результате значительная часть уфимской аудитории осталась без РБК.

При схожих обстоятельствах однажды отключали и муниципальную «Всю Уфу». Представители этого канала были осторожны в выражениях. «Отношения с операторами выстроены, договоры заключены. Общий язык мы смогли найти. Кабельные операторы пошли нам навстречу, в том числе и по оплате неденежными ресурсами, отдавать которые гораздо проще, чем рассчитываться деньгами», – рассказал директор МУП Продюсерский центр «Вся Уфа» Айдар Абдуллин.

Представитель администрации города Камиль Юлаев добавил, что «общий язык найти удается, однако периодически возникают вопросы, которые вызывают некую тревогу и опасения, периодически операторы угрожают отключением, и каждый раз приходится вести долгие переговоры». Он согласился с другими телевещателями в том, что в условиях отсутствия единых правил игры и федеральной тарифной политики в отношении социальных телеканалов работать сложно.

Мы обиделись

Фактически причиной конфликта между представителями телеканалов и «Уфанетом» стало обращение телевещателей Уфы и республики в НАТ (Национальная ассоциация телевещателей России). В этом документе представители региональных каналов просили рассмотреть вопрос взаимоотношений между вещателями и кабельными операторами. Письмо было отправлено в мае и подписано практически всеми региональными телевещателями, сообщила Гульшат Булгакова. Очевидно, оператору не понравилось, что недовольство его ценовой политикой было вынесено на всеобщее обсуждение.

Генеральный директор компании «Уфанет» Искандар Бахтияров, компания которого подверглась столь серьезной критике, прямо заявил: «Мы обиделись». «Мы много лет позволяли каналу «Туган Тел» вещать практически бесплатно. Потом была небольшая плата. Потом брали рекламой. Почему мы прервали эти отношения? Потому что выяснили, что «Туган Тел» свои услуги нам предоставляет дороже, чем другим. Мы обиделись. Кто на нашем месте поступил бы иначе?» – объяснил он.

Также Искандар Бахтияров рассказал, что из 11 региональных телеканалов «шесть не платят ни копейки за услуги связи, два – платят очень мало, один платит наполовину деньгами, наполовину рассчитывается рекламой, и только один платит деньгами».

Про абонента забыли

Телевещатели подчеркнули, что кабельные операторы ведут себя «нечестно». Дело не только в том, что с одних каналов они берут деньги, а другим, напротив, платят, чтобы включить в свою сетку. Зрителю же нужна не пропаганда западных ценностей, а своя национальная культура, уверен директор телеканала «Туган Тел» Рамиль Ганеев. В противном случае возникнет недовольство и социальная напряженность, добавил он.

Также телевещатели напомнили, что сформированная в России система отношений «телеканал – оператор – абонент» изначально несправедлива. Оператор связи берет плату за свои услуги дважды: с телевещателя и с абонента. При этом, если с телеканалом ведутся хоть какие-то переговоры, то у зрителя не спрашивают, что он хочет смотреть. Практически любая из «кнопок» может исчезнуть в любой момент.

Искандар Бахтияров, защищаясь от нескончаемого потока обвинений, пояснил, что в Уфе в настоящий момент самая низкая абонентская плата за услуги кабельных операторов. Так, в Самаре они стоят 335 рублей, в Перми – 344, в Нижнем Новгороде – 340, в Воронеже – 330, «и этот список можно продолжать». «Уфанет» берет за свои услуги 180 рублей. «В этой ситуации оператор ищет способ заработать», – пояснил Искандар Бахтияров. Он согласился принять единую тарифную политику во взаимоотношениях с операторами, предложив в обмен на это «обязать абонентов заключать с нами договоры». Таким образом, сказал он, чувствовать себя защищенными будут не только телеканалы, но и операторы.

Точку в разговоре поставил сопредседатель отделения Общенародного фронта в Челябинской области Валерий Шагиев. Он как генеральный директор управляющей компании «Медиа-центр», представляющей в Челябинске интересы двух каналов, городского и федерального, был заинтересован в гарантиях телевещателям. В то же время Валерий Шагиев оказался над схваткой и мог анализировать конфликт, возникшей в Башкирии. «Наша дискуссия по степени откровенности и цинизма отражает общее положение дел. Регулятор не сформулировал взаимоотношения между вещателями и кабельщиками, отсюда и появляется это выкручивание рук. В большинстве регионов кабельные операторы, имеющие доминирующее положение, выходят к вещателям где-то с вежливым, где-то с невежливым предложением об оплате услуг. Постановления, которое бы сделало ситуацию ясной, до сих пор нет. Пока эти вещи не будут урегулированы на федеральном уровне, мы будем долго сидеть и плевать друг другу в лицо. Кто-то должен встать между нами и принять правила игры», – подчеркнул он.

Эксперт Общенародного фронта депутат Госсобрания РБ Александр Дегтев предложил «довести до федерального центра информацию о том, что региональные телевещатели нуждаются в поддержке. Также он подчеркнул, что количество абонентов оператора исчисляется миллионами. В этой ситуации, возможно, целесообразнее не ставить телеканал в жесткие условия, в результате чего он потеряет команду и умрет, а «повысить абонентскую плату и спасти телеканал».

Участники дискуссии попросили прокомментировать ценовую политику операторов представителя антимонопольной службы. Заместитель руководителя Башкортостанского УФАС Расима Саляхутдинова сообщила, что с точки зрения законодательства нарушений со стороны операторов нет. Так, ни один из операторов пока не занимает на рынке доминирующего положения, и действия компании «Уфанет» не вызывают вопросов со стороны антимонопольного законодательства, все отношения между оператором и телевещателем «регулируются в гражданско-правовой плоскости», пояснила она. Признаков сговора также нет. Единственное, что представляет повод для разбирательства, – это заявление представителя «Уфанет» о давлении, которое оказывается на операторов со стороны администрации, лоббирующей присутствие некоторых региональных телеканалов в сети. «Этот вопрос я взяла на контроль, будем разбираться», – пообещала Расима Саляхутдинова. Впрочем, чтобы разбирательство состоялась, оператору придется назвать имена чиновников, которые на него «давят».

Очевидно, что в остальных вопросах операторам и вещателям придется договариваться или ждать появления регламентирующего их отношения документа. Абонент, который фактически также стал заложником несговорчивости бизнес-партнеров, в этой ситуации более свободен. Он в любой момент может выйти из отношений с оператором, выбрав другого поставщика услуг.

Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter