Город Скорая помощь в Уфе: в чьих интересах скандал?

Скорая помощь в Уфе: в чьих интересах скандал?

В Уфе сегодня немного стабилизировалась ситуация, сложившаяся вокруг службы скорой помощи. После вчерашней встречи представителей профсоюза «Действие» с руководством горздрава участники акции приостановили голодовку в 14:00. Сообщается, что протестная акция приостановлена до 7 октября. Также сегодня проблему вновь будут обсуждать в правительстве Башкирии, сообщили в Федерации профсоюзов РБ.

Причины и последствия

Нехватку финансирования в службе ощутили еще в начале года. Все предыдущие годы скорая помощь финансировалась из бюджета, а в 2014-м перешла на одноканальное финансирование, работу со страховыми компаниями. До 2014 года бюджет покрывал все потребности службы. В 2014 году в территориальном фонде обязательного медицинского страхования возник дефицит. Пострадали не только работники скорой, но и поликлиники и стационары – финансирование снизилось в целом по отрасли. Но служба экстренной медицинской помощи ощутила этот дефицит острее всех.

«Объем финансирования уменьшился на 9,3%, и, чтобы компенсировать дефицит, учреждения начали вводить платные услуги», – пояснила руководитель профсоюза работников здравоохранения Уфы Альфия Файрушина. Скорая помощь поставить платные услуги на поток не могла. Платность не совместима с самим принципом существования экстренной помощи.

«Впервые за последние годы год начался со снижения финансирования. Мы не смогли преодолеть эти трудности, и это привело к снижению средней зарплаты», – объяснил главный врач подстанции скорой помощи Уфы Марат Зиганшин на заседании Контрольно-счетной палаты РБ. Он согласился, что в его работе был ряд управленческих просчетов, но сообщил, что по ряду замечаний аудиторов уже началась работа. Чтобы сохранить в новых условиях зарплату на прежнем уровне, в коллективный договор были внесены поправки о снижении доплат за работу в ночное время. Это вызвало массовое недовольство.

Крайние меры

О том, что ситуация складывается не очень здоровая, стало известно уже в феврале-марте. Однако взрыв произошел летом, когда начались протестные акции. Фактически о проблеме знали и решали ее, заявляют в Минздраве РБ, горздраве и администрации Уфы. Не только знали, но и пытались решить. Так, профсоюз работников здравоохранения отказался согласовать поправки в коллективный договор (которые тем не менее были приняты). 25 июля было принято решение о подушевом финансировании. Администрация Уфы выделила деньги на форму, заасфальтировала подъезды к станциям. Тем не менее скоровики пошли на крайние меры: сначала вышли на пикеты, затем объявили о голодовке. У людей накипело, нашлись горячие головы, решившие, что смогут получить все и сразу, объяснила Альфия Файрушина. Однако никакая голодовка не поможет выделить дополнительные деньги, добавила она. «Получить дополнительное финансирование и перераспределить его внутри ФОМС можно только по истечении определенного периода, проанализировав его результаты», – пояснила Альфия Файрушина.

Кардиолог выездной бригады Калининской подстанции, врач с 28-летним стажем Салават Султанов одним из первых попытался если не защитить главного врача от претензий своих коллег, то объяснить, почему так получилось. В феврале и марте, по его словам, «был страшный обвал по вызовам». Врачи работали, как раньше, но зарплата упала. Как выяснилось, страховщики отказались оплачивать ряд вызовов, не подпадающих под госгарантии. Альтернативные источники финансирования среди года найти нереально. Все упирается в одноканальную систему финансирования: «ну не может Минздрав взять и выделить деньги», пояснил Салават Султанов.

Медицина и политика

Ситуация в скорой помощи Уфы благодаря крайним мерам – голодовке – стала темой федеральных новостей. При этом представители власти все чаще называли протестную акцию «политиканством», подозревая организаторов в фарсе и шантаже и попытке «расшатать ситуацию». «Эти люди приехали сюда и начали поливать бензином то, что тлело», – сообщил в неофициальной беседе один из участников процесса по урегулированию конфликта, имея в виду представителей «Действия».

Чиновники, представители контролирующих органов все эти дни намеками и открыто заявляли о политизированности конфликта. При этом ни один из них не смог пояснить, кому это выгодно.

«Политизированная составляющая конфликта несомненна. Первоначальные требования сотрудников скорой помощи были выполнены, однако, что очень характерно, деэскалации не произошло. Определенные внереспубликанские силы пытаются «покататься» на этой теме, чтобы заработать политический пиар. Именно под воздействием этой позиции медработники занимают неконструктивную позицию и даже проявляют склонность к шантажу. В этой ситуации невозможно улучшить положение скорой, не ущемив других медработников», – прокомментировал политолог Дмитрий Михайличенко.

И.о. министра здравоохранения Александр Афанасьев ранее предположил, что конфликт продуманный и управляемый.

«Голодовка всегда была политическим требованием. Если требования экономические, всегда можно договориться», – уверен Салават Султанов.

«В 90-е мы тоже проводили митинги, но сейчас не то время. Все вопросы можно решить в рамках социального партнерства», – согласна Альфия Файрушина.

В то же время определенные плюсы из протестной акции извлечены. Так, один из комментаторов сообщил, что во многом благодаря пикету город в сжатые сроки нашел для скорой 14 миллионов, у подстанций положили асфальт. «Вопросы решаются независимо от пикетов. Но на это, как правило, уходит время. Если же происходит пикет, то проблемы решаются намного быстрее. Может быть, просто не стоит ждать, пока люди выйдут с протестами?» – сообщил источник.

Фото: Фото Елены ЕВТЕЕВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем