Город Уфимца не пустили в автобус

Уфимца не пустили в автобус

В Интернете получило большой резонанс видео, на котором запечатлено, как инвалид не может подняться в салон НефАЗа, так как парапет автобуса не был спущен, а из пассажиров никто не вызвался помочь.

В комментариях к видео пользователи сайта и соцсетей рассуждают как о моральной стороне этого дела, так и о перегруженности транспортной системы столицы. Специалисты утверждают, что Правила дорожного движения нарушили и водитель НефАЗа, и инвалид.

Резонансное видео

Инцидент запечатлел видеорегистратор одного из участников дорожного движения. Судя по кадрам, случай произошел на остановке общественного транспорта «Центральный рынок» 5 августа.

Инвалид потребовал открыть двери автобуса, нажав на специальную кнопку снаружи НефАЗа. Через некоторое время двери распахнулись. Однако уфимец из-за ограниченных возможностей здоровья некоторое время не мог зайти в салон. Отметим, что он был не в инвалидной коляске, а на транспортном средстве, похожем на детский велосипед.

Тем временем это удалось сделать двум другим подбежавшим пассажиркам. Когда они зашли, двери автобуса закрылись, НефАЗ тронулся, а инвалид так и остался снаружи. Никто человеку не помог. При этом мужчина, вероятно, попытался догнать автобус и несколько метров проехал на своем велосипеде.

Мужчину с ограниченными возможностями узнали многие. По словам его знакомых, уфимец страдает ДЦП, живет в районе парка Гастелло. Несмотря на диагноз он работает: рядом с остановкой «Центральный рынок» продает батарейки и прочую мелочь.

Правила нарушили оба

Как отметил руководителя межрегионального учебного центра «Азимут» Салават Шафиков, судя по видео, Правила дорожного движения грубо нарушили как водитель автобуса, так и потенциальный пассажир.

«Водитель НефАЗа остановился на проезжей части и даже, открыв дверь по требованию, не спустил парапет, не вышел, чтобы помочь инвалиду попасть в салон. Пешеход, в свою очередь, тоже не прав. Он вышел на проезжую часть, а когда автобус начал отъезжать, поехал за ним, создавая аварийную ситуацию для всех участников движения», – сказал Салават Шафиков.

По правилам пассажиры должны производить посадку, а водители автобусов останавливаться исключительно на остановках общественного транспорта. Однако в дорожных реалиях Уфы это редко практикуется: водители соревнуются друг с другом за право первым высадить своих пассажиров и набрать новых.

Одна попытка из десяти

Понять, почему инвалид пытался догнать автобус, можно: сегодня только автобусы госперевозчика рассчитаны на маломобильные группы населения. Так что попыток сесть на свой маршрут у инвалидов не так много. В Министерстве труда и социальной защиты Башкирии отметили, что обеспечение доступности транспортных услуг в Башкирии обеспечивает именно ГУП «Башавтотранс» и его филиалы. В ведомстве также сообщили, что обратятся за разъяснением данной ситуации к госперевозчику. Что касается маршрутных такси, как правило, в Уфе для инвалидов они не доступны. «В наших машинах есть места для инвалидов и детей, но сам транспорт технически не предназначен для посадки-высадки людей с ограниченными возможностями. Нам даже негде купить такие «газельки». Их попросту не делают», – сообщил руководитель компании частных перевозок Фанис Батыров.

В Минтруде Башкирии также добавили, что цены на «доступные» для инвалидов автобусы, действительно, кусаются. «С 2011 года ведется активная работа по обеспечению госперевозчика такими автобусами. Стоимость этого транспорта достаточно высока, поэтому Государственным комитетом РБ по транспорту и дорожному хозяйству была проведена большая работа по включению мероприятия по приобретению автобусов, в том числе адаптированных к потребностям инвалидов, в Республиканскую адресную инвестиционную программу на 2014 год. Это позволит значительно увеличить парк «доступных» автобусов в республике», – рассказали в ведомстве.

Коллеги заступились за водителя

Портал Ufa1.ru направил в ГУП «Башавтотранс» просьбу оценить действия водителя госперевозчика. Ответ пока не получен, однако водители маршрутных автобусов своего коллегу понимают. Одни считают, что его смутило средство передвижения, на котором был инвалид – это был велосипед, а не коляска, и человек за рулем не смог разобраться в ситуации.

Другие утверждают, что на этой остановке сталкиваются с подобным несколько раз в день. «Этот инвалид с утра до ночи ездит на этой остановке туда-сюда, сколько раз просто вставал перед моей «газелью» и не давал проехать. Он не совсем адекватно понимает дорожную ситуацию. Водители маршруток уже не обращают на него внимание», – сообщил один из водителей маршрутного такси.

Доброта и дороги

По словам руководителя региональной общественной организации инвалидов-колясочников «Альтернатива» Михаила Петрова, на дорогах Уфы такие ситуации с инвалидами случаются повсеместно. Причина в первую очередь в отсутствии соответствующей инфраструктуры, во-вторых, в безразличии граждан.

«Тестировать общественный транспорт я начал два года назад. И тогда, чтобы ждать автобус с площадкой, требовалось 1,5 часа. В другие автобусы колясочнику просто не сесть. И даже дождавшись свой транспорт, мне не удалось на него попасть. К великому моему горю, водитель подъехавшего автобуса проигнорировал, не вышел, не опустил площадку, просто уехал, оставив меня, кричащего, на остановке. И пассажиры молча наблюдали за этим. Поэтому на наших улицах практически не увидеть колясочников без сопровождения. Нет доступности как на транспорте, так и на тротуарах – бордюры высокие, переехать на другую сторону практически невозможно», – рассказал Михаил Петров.

По данным администрации Уфы, в столице уже несколько лет ведется работа по обеспечению доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Появляются заниженные бордюры, светофоры со звуковым сигналом, тактильная плитка и многое другое. Однако, как видно, в одночасье город не может стать местом, комфортным для проживания инвалидов. Но в силах каждого из нас изменить эту ситуацию к лучшему – просто помогать друг другу.

В администрации Уфы отметили, что планируется переместить данный остановочный комплекс «Центральный рынок» ближе к кольцу, а также расширить проезжую часть поворота на улицу Цюрупы. Таким образом, частный транспорт и общественный на данном участке пересекаться не будут, а на новой остановке будет создана доступная среда для инвалидов.

Фото: Фото Дмитрия Янченко, видео пользователя Владимира Скрипника
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем