Город Всемирный день потребителя – затянем пояса, защитим свои права

Всемирный день потребителя – затянем пояса, защитим свои права

Совсем скоро Всемирный день защиты прав потребителей. Именно 15 марта 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор...

" src=

Совсем скоро Всемирный день защиты прав потребителей. Именно 15 марта 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

Но нас больше волнует портрет сегодняшнего потребителя, живущего, а главное, тратящего деньги в момент финансового кризиса.

Как выяснилось, основной удар пришелся по среднему классу. 30-тилетний советник по экономическим вопросам ООО «Башкирский ФИЦ» (ГК «Алор») Ярослав Колесников признается, что слегка пересмотрел свои расходы, особенно это касается различных развлекательных мероприятий, стал меньше посещать клубы и рестораны.

Директор представительства инвестиционно-финансовой компании «Солид» в Уфе Михаил Титов, как истинный финансист, стал «оптимизировать» расходы на свои нужды: «Я бы назвал это не конкретно экономией, а, скорее всего, "отпимальным расходом" или управлением семейным бюджетом. Прежде всего сократились расходы на развлечения (походы в рестораны, кино и т.д.), на покупку брендовой одежды. Потребительские расходы на еду у нас остались практически на прежнем уровне, только акцент сместился больше на российского производителя, даже на родного башкирского. Единственная статья расходов, которая осталась практически без изменений, – это ребенок. Я считаю на детях экономить нельзя или только в последнюю очередь. А вообще бюджет семейный ведем уже более двух лет, так точно видно, что и куда, и можно скооперироваться на большие покупки».

С Михаилом полностью согласен и 34-летний госслужащий Газиз Юсупов, который не собирается экономить на жене и дочке. А вот самому приходится слегка подтянуть поясок. Так, он ограничивает расходы на транспорт, предпочитает приносить обеды из дома, а не тратиться в столовой. Впрочем, в кризисе есть и положительные моменты. Начальник отдела защиты прав потребителя управления Роспотребнадзора России по РБ Анвар Минибаев отмечает, что сейчас многие кафе и рестораны предлагают бизнес-ланчи по весьма приемлемым ценам.

«Единственное, не получается экономить на мобильном телефоне – по работе приходится звонить с такой же частотой. Думаю, что придется пользоваться мобильным еще больше – на работе отключают межгород и ставят лимиты на звонки», – признается Газиз.

Представители рабочего класса Уфы в отличие от управленцев не меняют свои потребительские предпочтения. Слесарь-станочник Владимир Дунюшкин в свои 54 года попал под сокращение, и теперь он официальный безработный. «На еде пока не экономим, выкручиваюсь на подработках. Пришлось сократит расходы на бензин, на телефонную связь, меньше тратим на водку, а в целом все по-прежнему».

Что же касается женского взгляда на кризис, тот тут полный порядок – женщины как не умели экономить на себе, любимых, так и не научились. Сотрудник ОАО «РЖД» Айсылу Тухбатуллина в свои 22 года смотрит на жизнь более чем оптимистично: «Что хочу, то и покупаю, конечно, в разумных ценовых пределах».

32-летний специалист ФГУП «Почта России» Лиана Давлетгареева честно признается, что просто не умеет экономить, так что ее аппетиты остались прежними.

26-летний ассистент преподавателя в одном из вузов столицы Юлия Карамова отмечает, что единственное, что изменилось в связи с кризисом, то что семейный бюджет стали просчитывать более тщательно.

«Отдельно занялись бюджетом, чтобы покупать столько, сколько съедаем, – рассказывает Юля, которая воспитывает с мужем двоих детей. – Раньше часто бывало так, что продукты просто портились и их приходилось выбрасывать. А так на нашу потребительскую корзину влияет только состояние здоровья».

Одна из главных трудностей, с которыми столкнулись потребители, это исчезновение крупных ретейлерских сетей. Зато второе дыхание обрели мелкие магазины.

Например, в супермаркете «Айташ», отмечают что потребительский поток возрос и достигает почти трех тысяч человек в день.

«Мы просто вернули своих клиентов», – скромно отмечает сотрудник магазина.

«Раньше я покупал продукты в «Матрице»,- рассказывает Анвар Минибаев. – Теперь приходится искать другие магазины, ездить на рынки. Впрочем, выбор продуктов там больше».

Раз в неделю закупаться продуктами на рынок ездит и Газиз Юсупов: «С января закупаемся продуктами в воскресенье либо на рынке, либо в магазинах экономкласса».

Особое внимание уделяется и развитию мелкорозничной торговли. Город готов выделить площадки под строительство 150 киосков.

В начале года представители вино-водочной промышленности выражали уверенность, что их продукция, как самый главный российский антидепрессант, окажется самой востребованной и, похоже, не ошиблись. Продавщица киоска Наталья Юдина отмечает, что курить и пить меньше не стали. А вот шоколадки успехом не пользуются.

«Честно говоря, самая главная трудность в том, что поставщики подняли цены на оптовые закупки», – рассказывает Наташа.

Как считает заместитель главы администрации города Марат Галиуллин, именно малые рынки и киоски могут спасти и мелких частников, и городской бюджет помочь выбраться из финансовой ямы.

В США, откуда собственно кризис и стал распространяться, начали культивировать настроение, которое не позволит перерасти депрессии, охватившей экономику, в массовую психологическую депрессию. Например, финансовый телеканал CNBC назвал десять причин, за которые можно полюбить рецессию, охватившую страну. Главное преимущество финансовых неурядиц, считают американцы, в том, что семья, вынужденная экономить на ресторанах и вечерних развлечениях, наконец, может восстановить традицию совместных домашних ужинов. Бюджетными выгодами и пользой для здоровья обернется то, что средний американец вернется к подзабытому огородничеству. Физические нагрузки, стимулирующие сердечную мышцу, позволят отказаться от услуг фитнес-центров.

Наше же телевидение призывает главным образом тратить и быть потребителем. Причем как можно больше. А экономить учит жизнь – домашний ужин и огородничество в России никто не отменял.

Фото: Фото с сайта Respublika.info
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем