Город Вузы РБ готовы к большим переменам

Вузы РБ готовы к большим переменам

В российском высшем образовании в течение двух ближайших лет ожидаются серьезные перемены. План оптимизации системы высшего образования помимо прочего предполагает конкурсный отбор лучших вузов и их грантовую поддержку в рамках национального проекта «Обра

" src=

В российском высшем образовании в течение двух ближайших лет ожидаются серьезные перемены. План оптимизации системы высшего образования помимо прочего предполагает конкурсный отбор лучших вузов и их грантовую поддержку в рамках национального проекта «Образование». Изменения затронут всю систему высшего образования: их должны будут ощутить каждый вуз, каждый студент и преподаватель лично.

Сокращение количества бюджетных мест в вузах в 2008 году будет продолжено. Воспользоваться бесплатным обучением смогут на 10,6 тысяч абитуриентов меньше, чем в прошлом году. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко объяснил грядущее сокращение демографической ситуацией в стране.

Количество выпускников школ в этом году уменьшится более чем на 10%. В этой ситуации количество бюджетных мест на каждого из выпускников возрастет. «Сокращение будет происходить за счет невостребованных на рынке труда и непрофильных для тех или иных вузов специальностей», – рассказал Фурсенко на недавней пресс-конференции. По словам министра, есть ряд специальностей, по которым обучается больше студентов, чем необходимо рынку труда. «Люди, которые получают бесплатное образование, должны дальше работать по своей специальности», – сказал глава Министерства образования и науки, отметив, что ведомство не намерено «реанимировать» советскую систему распределения выпускников.

Также предполагается, что к 1 сентября 2009 года должна быть реализована многоуровневая система высшего образования: деление на бакалавриат (3–4 года обучения) и магистратуру (два года после бакалавриата). Будут сохранены и направления, по которым специалисты будут готовиться не менее пяти лет. В частности, это касается медицинских специальностей. Бакалавриат – самостоятельный уровень высшего образования, включающий обучение базовым профессиональным знаниями. Он будет рассматриваться как высшее образование (без добавления «незаконченное») и позволит устроиться на работу по специальности. Для получения магистерского образования потребуется сдать экзамены. Магистратура включит обучение решению наиболее сложных профессиональных задач, подводит к самостоятельной научно-исследовательской и аналитической работе.

Проректор по связям с общественностью Башкирского государственного университета Василий Суханов прокомментировал информацию о грядущих мероприятиях по оптимизации системы высшего образования следующим образом: «У нас система распределения выпускников, обучавшихся на бюджетной основе во многом сохранена. Работает она неплохо. В 2007 году, к примеру, мы приняли 1550 человек-«бюджетников» на 1 курс. Выпускник понимает – государство заботилось обо мне, теперь я должен заботиться о государстве. Как минимум 70% молодых специалистов устраиваются на работу по специальности. Так что никакие грядущие сокращения бюджетных мест в вузах нас не пугают. И потом, я не очень понимаю, что значит – «невостребованные специальности». У наших выпускников, особенно в Башкортостане, с востребованностью все в порядке Кстати, на сегодняшний день в БашГУ, включая филиалы, учится более 24 тысяч человек, причем около 48% именно на бюджетной основе».

Говоря о новомодной двухуровневой системе образования по международному стандарту, внедрение которой ныне идет в российских вузах семимильными шагами, Василий Максимович отметил, что здесь главное – не стремиться к бездумному копированию иностранного опыта. Так, в БашГУ сохранены и элементы советской системы подготовки специалистов и эта смешанная система весьма эффективна. К слову, студенты и выпускники Башгосуниверситета уже не раз демонстрировали более чем впечатляющие результаты, обучаясь и проходя стажировку за рубежом. Наши математики, экономисты, лингвисты всякий раз оказывались на голову выше своих иностранных сверстников.

Но не все согласны с тем, что после окончания вуза непременно нужно трудиться в соответствии с полученной специальностью. Вот что сообщил нам охранник одной из уфимских коммерческих фирм Сергей Зверев: «Я вообще филологический факультет заканчивал. Но в школу идти, русский и литературу преподавать или редактором где-нибудь в издательстве работать – это не для меня. Зарплаты там ничтожные. А обучение в вузе – 5 лет веселой жизни. И службы в армии избежать можно». Радует то, что среди нынешних студентов людей с такой жизненной «философией» немного. Учащаяся молодежь сейчас пошла практичная и целеустремленная.

Нетрудно догадаться, что в случае успешного завершения модернизации российской системы высшего образования и приведения ее в полное соответствие с европейскими стандартами, к 2010 году дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах, студенты получат возможность частично определять, какие именно и где знания получать. Безусловно, преобразования на таком глубинном уровне осуществить в течение двух лет проблематично, ибо возникновение нового восприятия образовательного процесса всеми его непосредственными участниками – процесс довольно длительный. Главное, чтоб он шел без перегибов и повышал престиж российского высшего образования хотя бы до уровня советского.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем