Город В Уфе рухнул очередной МММ

В Уфе рухнул очередной МММ

«Не надо нас снимать! Нам не нужны корреспонденты! Вы нарушаете Конституцию!», – такие реплики услышали мы, когда пришли на собрание растерянных и обманутых вкладчиков одного крупного кредитного кооператива в Уфе. Присутствие представителей СМИ там было н

" src=

«Не надо нас снимать! Нам не нужны корреспонденты! Вы нарушаете Конституцию!», – такие реплики услышали мы, когда пришли на собрание растерянных и обманутых вкладчиков одного крупного кредитного кооператива в Уфе. Присутствие представителей СМИ там было не нужно никому.

Второе внеочередное собрание вкладчиков. Непонятно, почему все прячут лица. После беседы с глазу на глаз все стало ясно. Имена просили не называть, фотографии не публиковать.

Вкладчица Галина: «Мы с мамой принесли сюда все свои накопления весной этого года. Набрали 500 тысяч. Договоры и квитанции нам дали, а вчера во время регистрации перед первым собранием нас не нашли в списках вкладчиков». Вкладчица Нурия: «Если муж узнает, что все наши вложения пропали, у него сердце не выдержит». Вкладчица Ольга Петровна: «Обещали большие проценты. Умом понимала, что просто так это не бывает, но назанимала у родственников и принесла сюда. Только бы они не узнали, что все деньги пропали…» Вкладчица Эльвира Альбертовна: «Когда мы принесли деньги, нам назначили на пять вечера, а потом я узнала, что на шесть назначали приходить тем, кто хотел забрать деньги из кооператива. Отдавали им наши деньги!»

Кредитный кооператив «Уфа-Кредит» существует пять лет. Обещал вкладчикам небывалые проценты – от 50 до 160 годовых. Пробовали вкладывать деньги в производство – делали полиэтиленовые пакеты, производили хлопья из зерновых, облицовочную плитку. Все производства убыточные, практически ни одно не работает. Стали пускать деньги в оборот – давали кому попало без финансовых документов. Потом несколько крупных вкладчиков забрали свои паи и обещанные проценты. И все рухнуло. С февраля вкладчики не получают проценты.

Вот только некоторые выдержки из отчетного доклада директора на втором внеочередном собрании вкладчиков: «Точно сказать, какие у вас проценты и сколько мы вам должны, не может ни бухгалтер, ни я, сказать может только программист... Ориентировочно, мы выдавали кредиторам под 10 процентов в месяц, это 120 процентов годовых. В залог мы брали паспорт транспортного средства – ПТС. Вы знаете, их у нас много собралось... Мы выиграли все суды с кредиторами, но судебные приставы смогли вернуть только меньше десяти процентов».

Выступление директора не раз прерывалось репликами из зала, чаще других слышалась фраза: «Если вы уже знали, что наступил кризис, зачем продолжали принимать новых вкладчиков?»

Когда наступил кризис, руководство кооператива даже создало собственную ревизионную комиссию. Но даже ревизоры не смогли объяснить вкладчиками куда делись их деньги, хотя тоже на этом собрании выступали: «Кредиты выдавались единоличным решением директора кому попало, без составления договора и других документов. Директор наш является крупным заемщиком и одновременно крупным вкладчиком, правда, его выплаты по процентам как заемщика, равнялись ноль целых, ноль десятых... Средства тратились бесконтрольно. Лимиты на административные расходы не были утверждены. За девять месяцев этого года на содержание аппарата кооператива израсходовано четыре миллиона рублей. Всего на административные расходы – 10 миллионов».

С одной стороны, можно заподозрить авантюризм, непрофессионализм, безответственность в денежных расчетах и какую-то детскую наивность и глупость. Или умысел? А с другой стороны, тоже налицо наивность, желание поверить в чудо, слепое доверие и нежелание учиться на чужих ошибках. Обе стороны сидят друг напротив друга в большом гулком зале и не знают, что делать…

Юрист кооператива уговаривает вкладчиков: «Есть четыре тысячи вкладчиков, которые внесли 500 миллионов рублей. Сейчас денег нет. Есть недвижимость стоимостью 200 миллионов, но продать ее удастся только за 100 миллионов. Только не надо ходить в милицию. А то все имущество арестуют и правление не сможет расплатиться. Правление уже само обращалось в нужные инстанции. Делом занимается прокуратура, МВД. Ищут пропавших кредиторов. В суд тоже не обращайтесь. А то присудят кому-то вернуть, а остальные не получат ничего».

Опять те же старые «песни» – все как 10 лет назад с МММ.

Получается так, что управление кооператива свою несостоятельность признает, но предлагает решить дело не цивилизованно, а полюбовно. На что умные люди отвечают обращением в суд. И суд в нашей стране чаще всего принимает позицию обманутого вкладчика. Уже есть ряд судебных решений и по этим решениям наложен арест на часть имущества кооператива. Однако арест не мешает хозяйственной деятельности кооператива, а лишь запрещает распродавать имущество.

Масса заявлений от пострадавших и в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Как рассказал нам Ярослав Гудков, подполковник милиции, начальник оперативно-розыскной части криминальной милиции по борьбе с экономическими преступлениями УВД города Уфы: «Их сейчас уже больше 100 и думаю, что в ближайшее время это число значительно возрастет. Проводятся проверки, возбуждено несколько уголовных дел по факту неполучения денег. Данные преступления относятся к разряду мошенничества. Но говорить о конкретных результатах еще рано, потому что нарушений действительно очень много».

В ведомстве считают, что на 90 процентов вина ложится на самих вкладчиков, которые наивно ожидали баснословные доходы. «Вкладчики приносили деньги, через год им показывали в компьютере суммы, которые у них якобы образовались с процентами и уговаривали «пока не забирать» деньги. Люди видели виртуальные деньги на экране монитора и продляли договор еще на год. Многие брали кредиты в банках, чтобы суммы и проценты на них были больше. Занимали у знакомых, продавали квартиры. В итоге – известный уже финал. «Причина в том, – добавляет Ярослав Гудков, – что люди в нашей стране очень плохо учатся. И даже обжегшись на МММ, готовы отдать деньги чуть ли ни кому попало».

Гулкий зал Дворца машиностроителей вернул нас в лихие 90-е годы. Обманутые вкладчики, суровые лица, слезы. Ощущение, как будто на похоронах. Сколько прошло времени с тех времен, когда махровым цветом расцветали финансовые пирамиды? Десять лет? Пятнадцать? Получается, что за этот срок люди успевают полностью забыть свой горький опыт и начинают снова верить в чудеса.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем