Ранним утром в понедельник, 7 августа, всю республику потрясло страшное известие: в деревне Угузево, что в Бирском районе республики, во время пожара в доме пострадала семья из 12 человек. Трое взрослых смогли выбраться, их с тяжелыми ожогами доставили в больницу. Еще четверо взрослых и пять малолетних детей сгорели вместе с домом.
2:24 утра
На пульт диспетчера поступило сообщение о пожаре: в деревне Угузево на улице Социалистической загорелся деревянный дом с мансардой. На место ЧП из Бирска тут же помчались пожарные машины, из соседней деревни Калинники, что в семи километрах от Угузево, подтянулась добровольная пожарная дружина. Но и этого было мало – сверху донизу дом поглотило пламя...
– В ликвидации пожара участвовали 27 человек и 14 машин спецтехники, – рассказали в пресс-службе МЧС по Башкирии.
Только к половине седьмого утра бойцам удалось справиться со стихией и погасить огонь. От дома к тому времени остались лишь огарки.
Под завалами обгоревших бревен обнаружили тела четырех взрослых и пятерых детей в возрасте от трех до 10 лет. Самого младшего, годовалого мальчика, нашли в обнимку с мамой...
Приехали погостить к бабушке
В доме жила большая дружная семья Садретдиновых: 71-летняя Фатима Сагитовна, ее 45-летний сын Рамиль с женой Вероникой и трое детей – трехлетний Арслан, третьеклассник Разиль и четвероклассница Вика.
– Порядочные, жизнерадостные, работящие, пример для всех сельчан. Вероника управляла делами в сельсовете, Рамиль – предприниматель. А дети какие золотые... И все погибли, горе-то какое, – не стесняются слез даже мужчины.
В ту злополучную ночь в доме оказалась 32-летняя дочь Фатимы Гульшат. В начале июля молодая женщина приехала к маме погостить из московского Солнечногорска, где преподает физику в вузе. С ней были двое сыновей – второклашка и годовичок. В будущую субботу семья должна была возвращаться в Москву, уже были куплены обратные билеты.
Чтобы помочь Гульшат в дороге, за ней из Московской же области приехал 20-летний племянник Владик. Парень только что вернулся из армии и, как и Гульшат, соскучился по родным.
Обняться с успешной москвичкой пришли и дальние родственники – 82-летняя односельчанка тетя Аниса, а 71-летний дедушка Фазиль прибыл аж из соседних Калинников – когда еще представится случай собраться всем вместе.
Взрослые расположились на первом этаже, ребятишки и Гульшат – на втором.
Сверху падал горящий натяжной потолок
Первой пожар заметила Фатима: проснулась от того, что на нее льется горящий натяжной потолок. От ее крика подскочила Вероника, растолкала дедушку, выбила топором окно. Но добежать до двери, ведущей наверх в детскую, не успела: от притока воздуха вмиг вспыхнуло все внутри. Масла в огонь подливала современная пластиковая отделка – потолок и стеновые панели.
– Бабушку и деда Вероника через окно вытолкнула на улицу, следом выпрыгнула сама. Старики страшно обгорели и поранились битым стеклом. Досталось и Веронике – обгорели руки и ноги, – рассказали сельчане.
Унесли пострадавших в безопасное место
Страшное зарево в ночном небе около двух часов ночи увидел соседский 26-летний парень Марсель Асфандияров. Он растолкал спящего двоюродного брата 24-летнего Славу Лялина – вдвоем ребята помчались выяснять, где беда.
– Подойти к дому было уже невозможно – до крыши все было объято огнем, – говорит Вячеслав. – Пытаться заливать было бесполезно.
Ребята столкнули вниз по улице припаркованную у объятого огнем дома «Калину» – машина раскалилась, как мартеновская печь, и могла взорваться в любую минуту. Марсель оттащил в безопасное место израненных и обожженных стариков, Слава спустил с цепи перепуганную собаку – от страха огромный барбос забился в угол конуры и не желал выходить, пришлось его вытягивать насильно.
3:15 утра
Стариков и молодую женщину увезли на скорой в бирскую больницу, состояние пенсионеров тяжелое. Возможно, их перевезут в уфимский ожоговый центр. Как только врачи в приемном покое оказали женщине первую помощь, Вероника упросила отпустить ее. Она вернулась назад в деревню. И, беспомощно заливаясь слезами, смотрела, как ее дом догорает.
Узнали по ногам
Тела огонь не пощадил – обгорели до неузнаваемости, личности погибших установят эксперты. Гульшат до последней минуты обнимала своего годовалого сына. Среди детских тел ее опознали по ногам.
Бьющуюся в истерике Веронику отвели в дом к брату на соседнюю улицу. Женщина в глубоком шоке, не может даже говорить.
Из Солнечногорска на машине выехали родственники погибших. Во вторник, 8 августа, их ждет тяжелая процедура опознания.
Замкнула проводка
В угузинском сельсовете – штаб криминалистов и следователей. По коридорам снует глава поселения – Разиф Рахматуллин: глаза красные от недосыпа и напряжения, взгляд потух.
– Какие вам комментарии – я с двух ночи на ногах, – тяжело отмахивается мужчина. – напишите, что обязательно поможем семье материально...
На месте, где когда-то был дом, работают эксперты.
– Предварительная причина пожара – неисправность проводки, – сообщили в Следственном комитете республики. – На место происшествия выехали опытные следователи-криминалисты и заместитель руководителя Следственного Управления СК Руслан Султанов. По делу будут назначены судебно-медицинская и пожарно-техническая экспертизы. Дело на особом контроле и.о. руководителя следственного управления Юрия Русанова.
Как рассказали сельчане, мансарду и 18-метровый пристрой Рамиль приладил к дому относительно недавно, вполне возможно, что проводка просто не справилась с возросшей нагрузкой. Впрочем, это только догадки: точную причину пожара назовут по окончании экспертизы.
Главе Бирского района поручено помочь семье пострадавших в организации похорон.
7 августа в Башкирии объявили днем траура по погибшим.
Фото: Пресс-служба МЧС по РБ