Город Бренд Уфы: эксперты против «трех шурупов»

Бренд Уфы: эксперты против «трех шурупов»

В Уфе вновь спорили о «трех шурупах». Эксперты фестиваля городских проектов «Уфа будущего» высказали разные мнения по поводу этого символа. Общим стала лишь уверенность, что бренд, маркетинговая стратегия, визуальные и ментальные образы Уфе необходимы уже сейчас.

Бренд Уфы? Нет, это фантастика

Символа Уфы нет, как нет и надежды на его скорое появление. С точки зрения обывателя, он, на первый взгляд, не так уж и нужен. Однако жители других регионов нашей большой страны об Уфе практически ничего не знают. И это плохо, считают эксперты. В узнаваемый город охотно приходят инвесторы, им нравится развивать свои компании и вкладывать деньги в то место, о котором слышали соотечественники и иностранцы. Кроме того, жить в городе, название которого говорит само за себя, намного приятнее.

Сами уфимцы к тому, что их город «не узнают», давно привыкли. Начальник отдела стратегического развития МУП «Архитектурно-стратегическое бюро» города Ольга Сарапулова рассказала: когда на российском форуме у нее спросили, к ближнему или дальнему зарубежью относится Уфа, это стало «последней каплей». В последние годы жители города пытаются осознать и понять свой город.

«Три шурупа»

Удачно подобранный образ мог бы стать символом, универсальным кодом, по которому будут узнавать город в стране и мире. Но чтобы проект был успешным, необходима маркетинговая стратегия, напомнил соучредитель маркетингового агентства Planwin Тимур Фазуллин. «Первое, что нужно сделать, – это осознать, что это за город, каким мы хотим его видеть, куда он движется. Что мы хотим про него говорить самим себе, как мы его воспринимаем и что хотим рассказать другим. Почему в него надо вкладывать деньги. Почему сюда надо приехать и почему отсюда не нужно уезжать», – уверен арт-директор студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров.

Директор «МУЭТ» Уфы Аскар Фазлыев напомнил, что у Уфы есть старый, но не забытый символ – «три шурупа». Себестоимость созданного не так давно арт-объекта была невысокой, а сам он уже в первые дни привлек к себе внимание федеральных телеканалов. «Это уникальный знак, который идет из башкирского алфавита, понятный многим поколениям уфимцев», – сказал он, напомнив, что слово-название имеет к тому же симметрию и может трансформироваться в разные формы. В подтверждение этих слов заместитель начальника Главархитектуры Уфы по вопросам благоустройства и дизайна городской среды Ришат Шакирьянов представил варианты визуализации «трех шурупов» – в виде часов, чайных чашек, учпочмаков – зачем придумывать что-то новое, собирать фокус-группы, если символ уже есть? Аскар Фазлыев поделился своими видами на утес, расположенный за Телецентром, на склоне ниже старинной водокачки: здесь, по его мнению, скульптура «три шурупа» выглядела бы очень эффектно. Обсуждением того, каким должен быть бренд города, профессиональное сообщество и чиновники занимались года три, напомнил Аскар Фазлыев, однако стороны так и не пришли к согласию. «Мне кажется, ситуация достигла той точки, когда кто-то должен взять ответственность на себя. Конечно, будут ругать, кто-то будет доволен, но нужно перейти от слов к действиям», – заявил он.

Однако эксперты были готовы поспорить по поводу этого символа. «Я надеюсь, что день, когда «три шурупа» станут логотипом нашего города, не настанет никогда. Потому что это дикий прецедент, когда мы сперва создаем логотип, а потом думаем, как же нам к нему привязать позиционирование, брендинг и работать над всем остальным. Продумать стратегию развития города, понять, куда мы идем и потом уже помогать с помощью каких-то визуальных образов этому процессу, а не начинать работу с конца и потом думать, как это все привязать и на каком утесе эти буквы появятся», – заявил Тимур Фазуллин, добавив, что для него как маркетолога визуализация – это вопрос третичный, правильно выбранная стратегия в данном случае намного важнее. Он также назвал главные проблемы города: Уфа не рассматривается как населенный пункт, в котором можно строить карьеру, растить детей. Наиболее талантливые школьники и молодые специалисты покидают город, потому что не видят в жизни в нем ничего привлекательного. И эти вопросы нужно решать уже сейчас.

Нужен серьезный символ

Эркен Кагаров признался, что у него по поводу «трех шурупов» нет однозначной позиции. «С одной стороны, это действительно редкое везение, когда уже есть название, которое само выглядит как готовый логотип. Действительно, мало какой город может таким похвастаться, и, по большому счету, не стоит таким разбрасываться. С другой стороны, что сейчас логотип в виде трех шурупов может сказать про город, допустим, мне – москвичу, или человеку из другой страны. Наверное, ничего. Что мы поймем про город? В чем его привлекательность? Тем более будет непонятно, что здесь написано «Уфа» и русскоязычным, и англоязычным. Этот вопрос надо решать. С другой стороны, логотип сейчас менее важен, чем стиль», – сказал он.

Активист «Архзащиты» Кристина Абрамичева считает, что «три шурупа» могут стать «альтернативным, игровым» символом города, «но в то же время нужен какой-то более серьезный символ, который будет представлять нас на мировом уровне». Она также заметила, что не стоит использовать этносимволику какой-то одной национальности, потому что не исключены ситуации, что «другие будут оскорблены», и напомнила о том, что за поисками идей можно обратиться и к советской стилистике. Также идентифицировать Уфу иностранцы могли бы как место рождения Рудольфа Нуриева.

Для себя, а не для туристов

Уфа – это не город туризма, во всяком случае в ближайшие 10 лет, вернул всех к реальности еще один участник. Поэтому, смирившись с этой мыслью, городские власти и жители должны прежде всего стремиться к созданию удобной и красивой среды для человека. При этом инициатива, «заказ» на тот же брендинг должна идти «снизу», а не «сверху», уверен Тимур Фазулин. Так, чиновники не должны самостоятельно принимать решения о создании остановок общественного транспорта, ведь они ими не пользуются, привел пример эксперт.

Присутствующие на обсуждении «простые жители Уфы» были в этом вопросе солидарны: они, прежде всего, хотят видеть свой город чистым, удобным и благоустроенным. И когда Уфа станет городом-мечтой, можно будет перейти к брендингу, решению «символических» вопросов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем