UFA1

0 м/c,

748мм 74%
USD 92,26
EUR 99,71
Город Уфимец создал чудо-витамины для пчёл

Уфимец создал чудо-витамины для пчёл

Насекомые добывают больше меда и лучше противостоят болезням.

С оздоровителем мёда можно получить до 35 килограммов больше

Аспирант из Уфы Алмаз Гатауллин синтезировал энергетик для пчёл. Капля супер-витамина, уверяет молодой учёный, творит чудеса: трудолюбивые насекомые приносят больше меда, охотнее размножаются и меньше болеют. На фоне массовой гибели пчёл по всей стране открытие Алмаза – настоящая революция в пчеловодстве. Корреспондент Ufa1 узнал, в чем секрет энергетика, и выяснил, вкуснее ли от него мед.

Выпивают до дна

У пчел – горячая пора: несмотря на дожди, городские улицы утопают в цветах, воздух напоен ароматами цветущей липы. Но путь полосатых трудяг лежит не на пасеку. Сладкий нектар они несут на крышу... российской академии наук, что на проспекте Октября: здесь пчелы участвуют в масштабном эксперименте.

– Берем мед, разводим его в воде в пропорции один к одному. В литр сиропа добавляем пять граммов прикормки, – колдует с белым чудо-порошком автор разработки – 27-летний сотрудник института РАН Алмаз Гатауллин. – Готово! Теперь смесь переливаем в прозрачный полиэтиленовый мешочек и ставим в улей.

Ослабленным после большого зимнего перерыва пчёлам только этого и надо. Почуяв сладкий запах, они подлетают к пакету, прокалывают его жалом и берут энергетика столько, сколько душе угодно. Проколы микроскопические, поэтому порвать мешок они не могут, и жидкость не разливается.

– Если добавить туда липовый цвет, тогда это будет самым любимым лакомством для них, – улыбается Алмаз. – Сметают моментально!

Литр витаминной смеси голодные трудяги выпивают за день. А вот состав энергетика изобретатели пока держат в секрете.

200 тысяч за идею

За свой пчелиный чудо-витамин Алмаз получил грант – 200 тысяч рублей. Разработку оценили члены жюри молодежного форума «iВолга-2017». Предложения посыпались на учёного, как цветочная пыльца на его подопечных: сотрудничать с изобретателем уже хотят десятки тысяч частных пасек.

– Заинтересовались пасечники Приволжского Федерального округа, где сосредоточено российское пчеловодство, – говорит Алмаз. – При правильном применении прибыль со средней пасеки из десяти ульев можно увеличить на 50 тысяч рублей: количество меда с каждой пчелосемьи растет с 15-17 кило до 35. Согласитесь, это существенно.

Относимся как к детям

Но открытие Алмаза – не ради выгоды. Одной из главных задач было отказаться от антибиотиков, которые остаются в меде и подрывают здоровье пчелы.

– До недавнего времени считали, что лекарства ослабленному после зимы насекомому просто необходимы. Дескать, в межсезонье насекомые подвержены всевозможным инфекционным заболеваниям, – объясняет Алмаз. – Антибиотики, конечно, помогают, но сильно подрывают иммунитет пчелы, портят вкус меда. Кроме того, они остаются на сотах и попадают на стол к потребителю.

К своим подопечным молодой учёный, да и другие сотрудники института, относятся, как к родным детям, поэтому и придумали чудо-витамин.

– Мы хотим, чтобы и пчеловоды поняли, что их насекомые – это не просто способ получения прибыли, – считает ученый. – Пчелы – это полноценные партнёры, и относиться к ним нужно по-человечески.

Создают семью в два раза быстрее

Исследователь скромничает – считает, что препарат никакой не революционный. Так, простые витамины. И напрасно. Помимо крепкого иммунитета и рекордного количества меда, пчелки, питавшиеся энергетиком, охотнее создают семьи и размножаются.

– Препарат едят только рабочие пчелы. Но их активность для пчелиной матки – сигнал к размножению: в такой семье матка сеет личинок в полтора раза больше, – уверяет Алмаз.

После получения 200-тысячного гранта дела ученых пошли быстрее: сейчас они уже разрабатывают опытный образец и тестируют оптимальную разовую дозу витамина. Работают и маркетологи: колдуют над дизайном упаковки.

Ученые надеются, что новый препарат спасет от вымирания уникальную бурзянскую пчелу, за сохранение которой борются не только частные пчеловоды, но и республиканские власти.

Фото: Тимур Шарипкулов