Город Малыша убило равнодушие взрослых

Малыша убило равнодушие взрослых

Следствие сформулировало обвинительное заключение по делу о гибели трехлетнего Матвея Катеренчука. Приемные родители обвиняются по статье 117 УК РФ, предусматривающей ответственность за истязание, а также в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитан

Следствие сформулировало обвинительное заключение по делу о гибели

трехлетнего Матвея Катеренчука. Приемные родители обвиняются по статье 117 УК РФ, предусматривающей ответственность за истязание, а также в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Обвинения в применении насилия предъявлено и их родным детям опекунов – 20-летней дочери и 22-летнему сыну, которого также обвиняют в причинении смерти по неосторожности.

Сегодня в детских домах и интернатах Уфы находятся 492 ребенка. В республике закрываются детские дома: «государственных» детей становится все меньше. За неполных 11 месяцев специалисты управления опеки и попечительства передали в приемные семьи 73 ребенка, еще 39 детей перешли на патронатное воспитание, а 73 были усыновлены, внутрисемейное усыновление оформили на 60 человек, 251 отдали под опеку. Из оставшихся в детских домах и центрах ребятишек еще 42 в скором времени перейдут в семьи, будущим опекунам и приемным родителям осталось только оформить необходимые документы.

Если несколько лет назад взять ребенка в семью было достаточно сложно: административные барьеры на каждом шагу, проверки потенциальных усыновителей на благонадежность и прочность, – то сейчас государство готово оказывать поддержку будущим родителям. Сегодня им помогут подготовить пакет документов, познакомят с малышом и расскажут обо всех его особенностях, окажут психологическую поддержку. В Уфе работает специально созданный Центр семейного устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Сама процедура проходит в несколько этапов: предварительное знакомство детей с приемными родителями, подготовка к передаче, адаптация и последующее сопровождение, – рассказывает начальник управления по опеке и попечительству администрации Уфы Милана Скоробогатова. – Мы внимательнейшим образом изучаем не только документы, но и самих претендентов на звание родителей, определяем мотивы, по которым эти люди хотят взять на воспитание сироту. Наши соискатели проходят трехмесячное обучение в школе приемных родителей. Это дает им возможность осознать свои ресурсы, подготовиться к новой роли психологически и практически. Предварительно отсеивается около 20% кандидатов, а приемным родителем по статистике у нас становится лишь каждый второй кандидат».

Специалисты убедительно доказывают: у ребенка, выросшего в семье, гораздо больше шансов «стать человеком», чем у выпускника детдома. Потенциальных родителей тщательно проверяют, на этапе передачи детей в семьи работа чиновников не заканчивается: они продолжают навещать воспитанника, проверяют, как ему живется в новой семье. Лучшие замещающие семьи участвуют в ежегодном конкурсе.

В августе этого года проверяющие побывали во всех приемных семьях республики. Поводом послужила смерть трехлетнего воспитанника семьи Сафаргалеевых из Кушнаренковского района. Как позднее установило следствие, мальчика жестоко избили. Когда ребенка доставили в больницу, шансов выжить у него практически не было.

Семья Сафаргалеевых считалась образцовой: родители вырастили четверых своих детей, вели большое хозяйство. Лишь позднее выяснилось, что четверых приемных детей заставляли работать, а за малейшую провинность жестоко избивали. Били за разбитую посуду, плохую уборку, намоченную за ночь постель, детские шалости. Весь сезон приемыши работали на огороде, убирали за скотиной.

Все это время односельчане молча наблюдали за издевательствами над детьми. Скорее всего, это семейное гетто так и продолжило бы свое тихое существование, если бы трехлетний малыш не погиб.

«Подобных случаев в республике еще не было. В процессе расследования дети прошли психолого-психиатрическую экспертизу. Ведь дети могут и нафантазировать. Теперь мы уверены в том, что показания детей правдивы. В ближайшее время дело отправится в суд», – сообщила старший помощник по связям со СМИ следственного управления следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Башкортостан Светлана Абрамова.

Прокурорская проверка показала, что управление по опеке и попечительству Уфы передало детей в семью на основании заключения, составленного органом опеки и попечительства Кушнаренковского района с грубыми нарушениями. В управлении по опеке не обратили внимания на то, что жилплощадь приемных родителей не отвечает требованиям, что доходы семьи не были подтверждены документально. Более того, в орган опеки и попечительства Кушнаренковского района не были отправлены личные дела приемных детей.

Как установлено, в приемной семье к потерпевшему ребенку и ранее применялось насилие.

По результатам проверки серьезно никто не пострадал: только начальник отдела образования при администрации Кушнаренковского района и специалист по опеке и попечительству были отстранены от должности, 11 чиновников – привлечены к дисциплинарной ответственности.

Сейчас государство готово выплачивать приемным родителям довольно серьезные суммы – на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. Однако для потенциальных родителей не деньги должны быть основным мотивом для приема в семью нового человека.

«Знаете, брать ребенка из детского дома в семью – шаг ответственный. Это так же, как родить своего. И каждый должен решать для себя сам, нужно ли ему это, и готов ли он нести ответственность за маленькую жизнь. Мы, конечно, немного боялись, когда принимали решение взять Сашу, – говорит патронатная мама Людмила Вафина. – Ему было девять лет, он был человеком со своим жизненным опытом. Причем за свою короткую жизнь он сталкивался с таким количеством проблем, видел столько, сколько и иной взрослый не в силах вынести. Ведь не секрет, что дети из детских домов испытали многое. И надо это учитывать. Требуется гораздо больше сил, терпения и здоровья, чтобы отогреть человека, чтобы слезла вся эта душевная короста».

«Почему мы так живем? Дело в том, что должностные лица в нашей стране, начиная с любого уровня, не выполняют своих обязанностей, – считает уфимка Елена Самигуллина. – Ведь если бы все занимались тем, чем должны – не перерабатывали даже, а всего лишь выполняли свои обязанности, – многое было бы иначе».

На прошлой неделе президент Башкирии Муртаза Рахимов поддержал инициативу минюста по введению в Башкирии института уполномоченного по правам ребенка. Предполагается, что уполномоченный по правам ребенка будет заниматься в Башкирии мониторингом в сфере защиты прав детей в партнерстве с общественными организациями. Спасет ли это детей – покажет время.

В случае с маленьким Матвеем все могло бы сложиться иначе. Не так непоправимо. Весной этого года прокуратура Стерлитамакского района забрала у 38-летней женщины двоих приемных детей: в школе оказались внимательные учителя. Они сообщили о синяках на теле восьмилетней девочки. Выяснилось, что приемная мать била ее и маленького брата металлическим ковшом. Согласие на передачу в приемную семью выдала администрация города Стерлитамак, несмотря на то, что ранее начальник образования района дал отрицательное заключение по этому поводу. Случись тогда масштабная проверка – маленький Матвей был бы жив. Его с сестрой Сафаргалеевым отдали весной. В тот момент, когда прокуратура занималась стерлитамакской мучительницей, на Матвея, наверное, уже оформляли документы.

Обвиняемые вину не признали и отказались от дачи показаний. Только приемный сын признает себя виновным в причинении малышу смерти по неосторожности. Все четверо сейчас находятся под подпиской о невыезде.

По словам Миланы Скоробогатовой, требования к приемным родителям остались прежними. Просто за такими семьями стали строже следить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем