Город Был «халяль», стал «харам»

Был «халяль», стал «харам»

При Духовном управлении мусульман РБ создан комитет по стандарту «халяль». Новый контролирующий орган намерен развивать индустрию «халяль» на территории Башкортостана...

" width=

При Духовном управлении мусульман РБ создан комитет по стандарту «халяль». Новый контролирующий орган намерен развивать индустрию «халяль» на территории Башкортостана.

Насколько актуально структурное подразделение в нашем регионе? Об этом сегодня поведали представители Духовного управления мусульман. По словам заместителя председателя ДУМ РБ муфтия Аюп-хазрата Бибарсова, «халяль» от арабского al-halal означает «дозволенное». Стандарт «халяль» – это общеизвестный мировой бренд. Это не только мясопродукты, но и майонезы, торты, кондитерские изделия. Действительно, согласно исламским нормам, мясная пища или, например, лекарства не должны содержать крови, спирта, жиров. Не допускается употребление свинины.

Требования к халяльным изделиям учитываются даже в кондитерской продукции. Так, одна из казанских фабрик наладила выпуск карамели и шоколадно-вафельных конфет без спиртосодержащих добавок.

Как раз для того, чтобы отследить «праведность» продуктов и их право на звание «халяль», был создан подобный комитет и у нас в республике. Как поведал глава нового комитета Ильшат Гизатуллин, во всем мире оборот халяльной продукции составляет 600 миллиардов долларов. Безусловно, по его словам, образуется благоприятная ниша для ведения бизнеса. Однако все должно быть в рамках дозволенного. «Сегодня мы наблюдаем не совсем легитимные правила игры. Рынок «халяль» в России немного хаотичен на сегодняшний день. Мы созданы для того, чтобы упорядочить этот рынок. Мы призваны к унификации, интеграции, контролю за производством и оборотом продукции и услуг «халяль» на территории нашей республики. Сегодня потребители вынуждены полагаться исключительно на слово продавца».

Однако, как мы знаем, продавцам можно доверять не всегда. Сами потенциальные потребители двумя руками голосуют за подобное нововведение. «Думаю, что сою туда добавлять не будут, – высказывает свое мнение уфимка Фарида Исламова. – А то колбасы-то нормальной на прилавках не осталось. То, что сейчас покупателям предлагают, просто невозможно есть».

Но оговоримся сразу – схема анализа продукции на чистоту и безоговорочное следование исламским канонам заключается отнюдь не в независимой экспертизе. На каждом предприятии должен будет работать специалист, в обязанности которого будет входить не только контроль и своевременное оповещение о нарушениях, но, что очень важно, помощь по всем вопросам производства.

Таким образом, комитет будет отслеживать правильность технологии производства продуктов и выдавать маркировки предприятиям. Продукция будет сертифицироваться. По словам заместителя Башкирского центра сертификации и экспертизы Назифа Сугаюпова, эта процедура будет носить добровольный характер.

" width=

Комитет также намерен отслеживать и сбыт продукции, а именно транспортировку, вопросы размещения продуктов на прилавке и так далее.

Подобная контрольная функция будет осуществляться в отношении мясоперерабатывающей отрасли, кондитерского производства, предприятий общественного питания, медицинских и образовательных учреждений, а также иных сфер, где могут быть представлены интересы, актуальные для верующей части населения республики.

Впрочем, по данным опросов в Казани (где комитет создан достаточно давно и есть уже соответствующие данные) 80 процентов «халяля» покупают люди, принадлежащие к другим конфессиям. Причина кроется в том, что производство халяльной продукции жестко контролируется: от производителей требуют соблюдения не только религиозных, но и санитарно-гигиенических норм.

Священник Георгий Рощин заявил, что всякая пища пригодна к еде, согласно Евангелию, и «для православного христианина кошерная или халяльная пища не представляет никакой опасности, если не смущает человека в вере».

Представитель комитета Ильшат Амирович сообщил, что «халяль» – новая ниша для наших местных производителей. «Рост рынка халяльной продукции оценивается от 7 до 15 процентов в год в мировом контексте». И если верить прогнозам специалистов, популярность кошерной и особенно халяльной продукции в России в ближайшее время будет расти. «Рынок халяльных товаров в последнее время увеличивается примерно на 10 процентов в год, и в плане количества наименований, и в плане объема продаж».

Но есть и противоположное мнение. По словам гендиректора одного из мясоперерабатывающих заводов, производящих «халяль», Рафаэля Насырова, в Московской области, где проживает около двух с половиной миллионов мусульман, должно потребляться в сутки около 180 тонн колбасных изделий, а халяльной продукции за этот период удается реализовать не более десяти тонн.

Собираясь заняться «богоугодными» товарами, нужно понимать, что производителей ждут проблемы. И не какого-нибудь там мистического, а самого что ни на есть практического характера. Во-первых, процесс изготовления «чистых» с религиозной точки зрения продуктов куда сложнее обычного. Достаточно сказать, что убой животных, из мяса которых впоследствии будет произведена колбаса или сосиски, должен проходить в строгом соответствии с религиозными канонами. То же касается разделки туш и обработки. Любое нарушение правил может сделать продукт «нечистым» и повлечь за собой отзыв сертификата, что изрядно подорвет репутацию компании в глазах целевой аудитории.

На сегодняшний день количество производителей этой продукции в республике не подсчитано. Но комитет ведет активный мониторинг. Уже выявлен десяток фирм, которые поставляли на рынок «нечистую» продукцию, то есть фальсифицированную. Однако никаких санкций для них пока не предусмотрено. «Не буду озвучивать производителей, поскольку мы работаем пока в мягкой манере. Чтобы защитить и их интересы. Возможно, просто не было структуры, которая могла бы их вовремя скоординировать. Наша задача не «придавить» производителя, а развить индустрию халяль», – сказал руководитель комитета по стандарту «халяль» при ДУМ РБ Ильшат Гизатуллин.

Правда, он обмолвился, что списки с особо злостными нарушителями, возможно, будут вывешены на сайте ДУМ РБ.

А вот насколько продукция со специальной маркировкой будет востребована на нашем рынке и сколько «достойных» производителей останется, мы, похоже, сможем узнать уже в самое ближайшее время. Ведь едва успев организоваться, комитет начал активно работать, а покупатели с нетерпением ожидают появления на прилавках «праведной» колбасы и сосисок.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем