Город Храм – не место для торговли

Храм – не место для торговли

Арбитражный суд РБ признал недействительными постановления городской администрации о строительстве на территории храма торгового центра. Спасский храм уже давно стал притчей во языцех. Непонятно, что такое с аурой этого здания, только вокруг него разгораю

" width=

Арбитражный суд РБ признал недействительными постановления городской администрации о строительстве на территории храма торгового центра.

Спасский храм уже давно стал притчей во языцех. Непонятно, что такое с аурой этого здания, только вокруг него разгораются один скандал за другим. Совсем недавно утихли страсти вокруг разворовывания средств, выделенных на реконструкцию церкви. Потом снесли колокольню, которая осмелилась «вылезти» за ворота, как в деле возник новый виток...

Согласно Евангелию от Иоанна Иисус, изгоняя торговцев из храма сказал: «Дом Отца Моего не делайте домом торговли». Жаль, что городские чиновники, видимо, подзабыли об этом, когда заключали договор с некой строительной фирмой.

Государственные мужи, согласно выписке из постановления Арбитражного суда, изъяли для муниципальных нужд часть земли, на которой находились принадлежащие Спасской церкви строения, и передали участки общей площадью 5326 квадратных метров в аренду на три года ООО «Селена», руководство которого в свою очередь обязалось спроектировать и реконструировать Спасский собор, построить привратную и... торговый центр со стоянкой!

Строители обещали восстановить церковь и укрепить склон оврага, куда медленно, но бесповоротно сползает уникальная Спасская церковь. Предполагалась, что на дне оврага будут построены некие сооружения коммерческого назначения, гаражи или торговые площади, на крыше которых разместится алтарь и место для прохождения крестных ходов (который предполагает, что храм будет обходиться вокруг).

Как пояснил председатель Совета по делам религий Вячеслав Пятков, изначально мэрия города подыскивала инвестора для укрепления алтарной части Спасской церкви. Три года назад требовалось порядка 30 миллионов рублей. Взамен инвестор попросил внизу в овраге возвести постройки.

«Совет рассматривает вопросы религии с точки зрения законодательной. Есть соответствующее постановление на уровне Правительства РБ о возврате бывших культовых зданий, есть закон о передаче земель церкви», – отметил Вячеслав Петрович.

Однако об этой сделке должным образом не было информировано ни население города, ни Уфимская епархия Русской православной церкви, в собственности которого и находилось здание. Тем более что сама Спасская церковь была включена в перечень зданий-памятников, поставленных на государственную охрану.

Каменную Спасскую церковь начали строить в 1824 году на месте двух сгоревших деревянных церквей, стоявших там с XVII века, своим видом она напоминает собор святого Петра в Ватикане и Санкт-Петербургский Казанский собор. В 1929 году храм закрыли, с 1930 начали разрушать. В здании находились общежитие, склад «Кинопроката», мастерские. С 1992 года Спасский храм находится под государственной охраной, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В 2004 году его вернули верующим. В настоящее время здание утратило две колокольни и две колоннады, купольный барабан, главный купол и алтарь. Кроме этого происходит смещение здания под откос из-за обвала расположенного поблизости оврага. В церкви сохранились фрагменты уникальных фресок.

В итоге Арбитражный суд принял решение признать недействительными как постановление об изъятии земель, так и договор об аренде.

В настоящее время по материалам прокурорской проверки к дисциплинарной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и нарушение градостроительного законодательства привлечен директор ГУ «Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ» при Минкультуры и национальной политики РБ Фларит Сунгатов, который руководил сносом колокольни.

«Сейчас мне трудно об этом говорить. Откровенно говоря, комом в горле для меня стоит эта проблема», – устало отвечает Фларит Абдулхаевич.

И, пожалуй, это еще не конец. «Проводится проверка по имеющимся материалам, выясняются все обстоятельства», – говорит старший помощник прокурора Уфы Дим Абдуллин.

Многое в этой истории непонятно, но ясно одно: храм действительно нуждается в спасении.

Первый (в XXI веке) церковный староста Спасского храма Ирина Ленова рассказывает: «Здание храма как будто живое. Мы долго не могли уговорить покинуть храм рабочих из мастерских, ранее тут располагавшихся. Казалось, уже ничто не поможет. Неожиданно открылась верхняя труба над окном, залила вещи рабочих, имущество же храма не пострадало. Рабочие в спешке ретировались. Труба закрылась сама собой и больше не открывалась. Как тут не вспомнить, что место, на котором стоит храм, особое. Здесь в незапамятные времена остановился крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного, и при всем старании икону не могли нести дальше. И только пообещав, дав обет построить на этом самом месте церковь в честь иконы Спаса Нерукотворного, верующие смогли продолжить крестный ход. Свое обещание уфимцы выполнили!»

Но вопрос реконструкцией храма пока не решен. Сейчас есть определенные проблемы с финансированием, но вопрос решается на уровне Министерства культуры и национальной политики РБ.

А пока происходит постепенное разрушение памятника архитектуры. В начале этого года в Спасской церкви самым варварским способом из окон были вырезаны старинные кованые решетки, представляющие собой историческую ценность.

«Ажурные, создающие торжественный настрой решетки, составляли с храмом единое целое, их длинные концы были вмурованы в кирпичную кладку при строительстве стен, – поясняет краевед, автор книги о храмах Уфы Елена Ефимова. – Им почти столько же лет, сколько и храму. Уничтожить их могли только невежественные люди! Варвары!»

" width=

В отделе по сохранению недвижимых объектов культурного наследия МК и НП РБ считают, что это просто преступление. И называется так: повреждение или нанесение ущерба объекту культурного наследия. За это предусмотрено конкретное наказание вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

«Когда мы увидели, мы не поверили! А первыми забили тревогу сами прихожане, один из них даже обратился в прокуратуру. Мы тоже не намерены оставлять этот факт вандализма без внимания. Мы подаем в прокуратуру жалобу по факту повреждения памятника истории и культуры просьбой о принятии мер прокурорского реагирования», – говорят защитники культурного наследия.

Сначала остатки решеток прислонили к стене, потом они безвозвратно пропали.

Теперь под угрозой существование остатков старинных фресок в греческом стиле! Их начали создавать около 1829 года. Если быть точными, то это не фрески, а масляно-восковая роспись. Присутствие воска помогло росписям сохраниться. Росписи были закрашены известковой побелкой, и известь сыграла роль своеобразного консерванта. Комитет РБ по делам ЮНЕСКО признал эти росписи уникальными.

В истории Спасского храма рано ставить точку. По прогнозам специалистов, церковь еще можно спасти. Осенью Уфимской епархии исполняется 210 лет. Возможно, именно к этому сроку судьба Спасской церкви будет определена.

Ильдар Сафин, Дамир АЮПОВ
Фото: Фото автора и с сайта К-istine.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем