Город Похоронных дел мастера и 03 сговорились?

Похоронных дел мастера и 03 сговорились?

На днях на совещании в Государственном Собрании – Курултае РБ было сказано, что выявлены факты договорных отношений между отдельными хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг и отделениями скорой помощи...

" width=

На днях на совещании в Государственном Собрании – Курултае РБ было сказано, что выявлены факты договорных отношений между отдельными хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг и отделениями скорой помощи. «В результате анкетирования были выявлены факты сговора муниципальных предприятий и отделений скорой помощи. Последние за определенную плату сообщали комбинатам, по какому адресу умер человек. При этом ситуация доходила до абсурда – человек вызывал скорую, а на место даже раньше нее приезжал катафалк. Здесь мы тоже видим признаки согласованных действий по навязыванию услуг населению, причем очень неэтичных», – отметила глава Башкоростанского УФАС Зульфира Акбашева.

Впрочем, от уфимцев такие сообщения поступали не раз. Екатерина Теплова в прошлом году потеряла отца. Он жил отдельно от их семьи. Соседи ей позвонили и сообщили о том, что приехала скорая и засвидетельствовала смерть. По словам Екатерины Тепловой, дорога от офиса до дома отца занимает не больше десяти минут. К моменту, когда дочь добралась до квартиры, ее уже поджидала машина из бюро ритуальных услуг, еще две машины конкурентов курсировали около подъезда пока ждали участкового.

Сотрудница отделения Пенсионного фонда России по РБ также удивилась, когда на пороге квартиры сразу же после приезда скорой помощи оказался человек, обещавший решить все вопросы по захоронению ее отца – участника ВОВ. На сей раз случай зафиксирован был уже в Демском районе Уфы.

С одной стороны, убитые горем родственники могут и не справиться с массой возникающих проблем... Где приобрести гроб и венки, как заказать машину, чтобы отвезти тело на кладбище, кто будет выносить покойного, копать могилу, кто установит памятник... Казалось бы, все вопросы решают бизнесмены рынка ритуальных услуг. Но, с другой стороны, это никак не увязывается с точки зрения морали и этики.

Как отметил знакомый юрист, можно вспомнить случай в Польше. В этой стране в 2001 году было выявлено, что подобные договорные отношения привели к тому, что медработники скорой помощи не только не способствовали скорому выздоровлению больных, сколько, наоборот, умерщвляли. Как свидетельствует Gazeta Wyborcza, криминальное «сотрудничество» длилось более десяти лет и начиналось довольно безобидно.

Некоторые хозяева похоронных бюро раздали свои визитные карточки работникам скорой помощи, и те сообщали им о зафиксированных смертях. Затем в деле стали фигурировать деньги. Владелец одного из бюро рассказал журналистам, что заплатил за «шкуру», как цинично дельцы называли умерших, 50 тысяч злотых старыми деньгами.

Началась настоящая борьба. Случалось, что за одним новопреставленным приезжали катафалки от нескольких фирм и усопшего перекладывали из гроба в гроб. Врачи и представители ритуальных структур стали партнерами, в связи с чем возникла конкуренция. О смертях узнавала контора, которая больше платила. Врачи неоднократно нарушали клятву Гиппократа, например, специально опаздывали к тяжелобольным, вводили лекарства, приближающие смерть. Миллионы поляков сомневались, стоит ли вообще вызывать скорую. Авторитет медиков в стране катастрофически упал.

Хотя таких вопиющих случаев в России не зафиксировано, однозначно проблемы есть.

В конце прошлого года сотрудники службы скорой помощи Челябинска обратились в городскую прокуратуру с жалобой на агентов похоронных бюро, которые прослушивают телефонную линию 03 и рации, установленные в каретах скорой. Причина подозрений, возникших у челябинских медиков, была проста: предприимчивые похоронщики прибывают по вызовам раньше врачей, причем к живым пациентам и, нимало не смущаясь, предлагают родственникам помощь в организации похорон.

Сотрудничество врачей службы 03 с похоронными агентствами не носит официального характера. По словам специалиста по связям с общественностью станции скорой медицинской помощи Ляйсан Салимовой, никаких сговоров нет.

Но тем не менее случаи подтверждаются. Самый распространенный прием – врач скорой помощи делится последними новостями с друзьями из похоронного агентства, а те в свою очередь могут отблагодарить его за содействие в развитии их бизнеса. Одна коллега журналистка рассказала, что ее сестра забеспокоилась, когда в ее квартире появился трупный запах.

Поскольку соседями по площадке были старики, она позвонила в скорую помощь. Однако старики оказались в полном здравии, умерла мышь в инженерных сетях. Зато был недоволен прибежавший сотрудник похоронного агентства, которого вдруг так разочаровали.

Одна из фирм, оказывающих ритуальные услуги в Самаре, даже предложила службе скорой помощи заключить бессрочный договор, согласно которому за информацию о покойных врачам будут перечисляться деньги – причем по безналичному расчету. Понимания эта инициатива, к счастью, не нашла.

Какие действенные методы ФАС России может привнести, чтобы не допустить подобной практики прежде всего со стороны фирм, оказывающих ритуальные услуги?

Что касается печального случая, произошедшего не в нашей стране, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ Зульфира Акбашева, сказала, что криминогенная сторона подобных отношений – это в ведении правоохранительных органов. А вот вопросы сговора хозяйствующих субъектов – в ведении непосредственно ФАС. «Мы возбудили дело по статье 11. Рассмотрим дело с приглашением всех сторон, если комиссия найдет признаки нарушения, будет дано предписание и будут приняты меры согласно нашему законодательству», – отметила представитель ведомства по поводу выявленных фактов связей муниципальных предприятий и отделений скорой помощи. Отметим, что статья 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Сегодня на ритуальном рынке республики работает более 100 хозяйствующих субъектов, и четыре муниципальных предприятия (так называемых комбинатов специализированного обслуживания). Только в Уфе существует 53 коммерческих предприятия и одно муниципальное.

По словам начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея Нижегородцева, работа по изучению рынка ритуальных услуг проводится сейчас по всей стране. При этом конечная цель проверок – это внесение поправок в законодательство, поскольку изданный в 1995 году федеральный закон о погребении давно уже нуждается в доработке. Зульфира Хабибулловна рассказала, что региональное УФАС занимается исследованием рынка ритуальных услуг уже с 2003 года.

Но задача не в том, чтобы ругать его участников, а в том, чтобы узнать, что происходит на этом рынке, и прийти к единому мнению. «Да, этот рынок можно и нужно реформировать, но очень мягко и постепенно».

А вот можно ли «реформировать» этические принципы участников этого бизнеса, неизвестно...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем