Город Знай свои права, пациент!

Знай свои права, пациент!

Осужден теперь уже бывший врач-хирург, который требовал от больного взятку за предоставление «качественных» услуг. 50-летний хирург высшей категории, проработав в Дюртюлинской центральной районной больнице уже не один десяток лет, решил обеспечить себе пр

" src=

Осужден теперь уже бывший врач-хирург, который требовал от больного взятку за предоставление «качественных» услуг.

Жалоба должна быть... Во-первых, жалоба должна быть обоснована. Обоснованность жалобы имеет две составляющих – юридическую и фактическую. Юридическая обоснованность означает наличие в жалобе указаний на то, какие конкретные законные права и (или) интересы пациента нарушены или ущемлены. Этот раздел жалобы желателен, но гражданин не всегда может его правильно сформулировать, поэтому он может и отсутствовать. Фактическая обоснованность жалобы обязательна. Должны быть указаны конкретные факты, свидетельствующие о предполагаемом правонарушении. Необходимо очень кратко указать кто, где, когда, каким образом совершил действия (или бездействие), которые расцениваются заявителем как правонарушение. Желательно, чтобы объем самой жалобы не превышал полутора машинописных страниц. Во-вторых, жалоба должна быть подана своевременно. В наилучшем случае это должно быть сделано немедленно после того, как выявлены правонарушающие действия (бездействие) и принято решение о необходимости обжалования. Если же о нарушении прав (или правил) стало известно через немалый промежуток времени, – все равно имеет смысл реагировать на такую информацию. В-третьих, обращаться с любой жалобой нужно в письменной форме. Это обязывает должностное лицо ответить так же в письменной форме и в месячный срок. Жалоба должна быть подписана (полностью Ф.И.О., желательно и телефон), иметь адрес заявителя, дату подачи, сопровождаться (если таковые нужны) приложением копий необходимых документов. Для гарантии того, чтобы жалоба «не затерялась», когда ее посылают не по почте, ее готовят в двух экземплярах. Первый необходимо отдать секретарю главного врача (либо непосредственно главному врачу или его заместителю), а на втором в любом случае следует получить либо подпись секретаря с указанием входящего номера, либо подпись главного врача (заместителя) с указанием «получил» и даты (а иногда и времени, если ситуация неотложная). В-четвертых, лучше не поддаваться на уговоры не регистрировать входящие реквизиты жалобы или вообще отказаться от ее подачи. Следует помнить о функционировании принципа нет жалобы - нет проблемы, нет проблемы - нет действий. Подача в установленном порядке письменной жалобы гарантированно запускает механизм реагирования на изложенные в ней факты, подача устной – далеко не всегда. В-пятых, не стоит считать, что подача жалобы способна принести вред пациенту. Если жалоба была обоснованной, то медработники, будучи в абсолютном большинстве людьми умными, не должны испытывать иных чувств, кроме сожаления по поводу происшедшего и уважения к ее подателю, как к человеку, отстаивающему достоинство личности. И последнее: если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, готовить жалобу лучше в нескольких экземплярах и направлять сразу в несколько инстанций, можно по факсу.

50-летний хирург высшей категории, проработав в Дюртюлинской центральной районной больнице уже не один десяток лет, решил обеспечить себе прибавку к будущей пенсии.

Установлено, что специалист за лечение и уход за пациентом, попавшим в ДТП (проведена трепанация черепа, прооперирован локтевой сустав и т.д.), требовал от брата больного денежное вознаграждение в размере десяти тысяч рублей за предоставление «качественного» лечения.

Кроме того, от сестры потерпевшего он получил еще столько же за проведение операции локтевого сустава с установкой металлической пластины, которая должна быть установлена бесплатно. За отдельную плату он выдал справку о том, что водитель во время происшествия не находился в состоянии алкогольного опьянения.

Но на этом чудо-хирург не остановился. Он вымогал деньги еще у двух травмированных больных (с переломом лодыжки ноги, коленного сустава и левого плеча) на установку при операциях металлических пластин, получив от них в общей сумме 37 000 рублей.

«Он был признан виновным в совершении мошенничества и получении взятки. Ему назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы условно с испытательным сроком на три года. Кроме того, ему назначено дополнительное наказание в виде запрета заниматься врачебной деятельностью сроком на один год», – сообщает старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.

При назначении наказания судом принято во внимание, что врач сам явился с повинной, погасил полностью ущерб гражданам в размере 67 000 рублей, признал свою вину, раскаялся в содеянном, а также что он в настоящее время уже не работает по специальности.

Приговор в законную силу не вступил.

К сожалению, с такими проблемами мы сталкиваемся часто. Конечно, есть врачи от бога, чей талант, внимательность и забота спасли от смерти сотни и тысячи человеческих жизней. Но не секрет, что порой за бесплатную медицину приходится платить. И выходит это иногда даже дороже, чем в частной клинике. Притом что фактически у нас бесплатной медицины нет. Мы за нее платим из своего же кармана.

Основная неразбериха с медицинским обслуживанием населения связана с тем, что люди просто не знают свои права.

Так, общественный фонд провел опрос «Российское здравоохранение: ожидания населения» среди 200 человек. Результаты показали, что уровень осведомленности о своих правах пациента 44% опрошенных оценивают как плохое, 36% считают удовлетворительным и только 8% уверены, что достаточно хорошо знают свои права. На вопрос, «как вы считаете, достаточно ли государство информирует вас о ваших правах пациента?», ответ «достаточно» не выбрал никто. Ответ «недостаточно» выбран 74% опрошенных. Мнение о том, что государство вообще не информирует граждан об их правах, выбрали 21%. Подавляющее большинство опрошенных не знают (70%) либо затрудняются ответить (13%) на вопрос об организациях и структурах, призванных защищать права граждан в сфере здравоохранения. Однако 49% готовы защищать свои права. При этом отстаивать свои права приходилось только 23% опрошенных.

Нашу «бесплатную» медицину считают бесплатной только 2% опрошенных. На вопрос: «как оцениваете отношение к вам лечащих врачей?» ответ «безразличное» выбрали более половины (51%) опрошенных, ответ «внимательное» – каждый четвертый (25%), ответ «негативное» – 3% респондентов. При этом один из ответивших, что врачи к пациентам относятся внимательно, добавил «за отдельную плату».

«Пожалуй, это самая больная тема, – говорит руководитель общественного фонда «Международный стандарт» в РБ Наталья Караваева. – Она касается всех. В договор об обязательном медицинском страховании заложены перечень услуг и лечение практически от всех болезней, от которых страдает среднестатистический человек. Все, что сверх этого, как правило, услуги, которыми люди не пользуются. Например, телевизор в палате. Или вызов на дом специалистов с оборудованием. Конечно, стоматология стоит отдельным пунктом и в обязательное страхование не входит, так как там используются дорогостоящие материалы».

Если вам поставили диагноз, но за обследование требуют деньги, помните, это незаконно. Обратитесь в свою страховую компанию, чьи координаты указаны в полисе, и, как правило, оттуда сразу поступает звонок главному врачу, который в свою очередь решает ситуацию в вашу пользу.

Если же вы поставлены в условия, когда «промедление смерти подобно», например, у вас подозрение на инфаркт и необходима кардиограмма, которую соглашаются сделать за определенную плату, то вы должны обязательно сохранить договор о добровольном медицинском страховании, заключаемый в момент оплаты услуги, все чеки и квитанции, потом как можно скорее подаете жалобу в страховую компанию.

«Одна из основных проблем, то, что люди все-таки боятся жаловаться. Например, обратилась в республиканский ФОМС в отдел защиты прав застрахованных бабушка-пенсионерка, которая была просто не в состоянии заплатить ту сумму, которую от нее требовали за лечение в поликлинике. Когда ей объявили, что надо написать заявление, то она испугалась последствий, которые ее ждут», – рассказывает Наталья Витальевна.

Руководитель «Международного стандарта» в РБ советует не бояться. «Сейчас нарушения идут в основном на уровне нижнего и среднего звеньев. Главврачи и заведующие отделением знают, что их ждет. Ведь такие проступки наказываются штрафом, который взымается из фонда заработной платы клиники. Причем 70% суммы возвращается в больницу с условием, что деньги будут истрачены на закупку оборудования или на курсы повышения квалификации персонала, а оставшиеся 30% пойдут на оплату услуг экспертов, которые нарушения и выявляют».

Но дело не только в «платности» лечения. Так, например, девушку из Карламанского района в Уфе отказывались ставить на учет по беременности, мотивируя тем, что она должна быть определена по месту жительства.

«На самом деле человек имеет прав на выбор врача и той поликлиники, которую он хочет. Схема отлаженная. Как правило, если люди лечатся в клинике другого района или города, оплату за их лечение просто переводят в фонд того лечебного учреждения. Другое дело, что бухгалтерия должна оформить некоторое количество документов дополнительно».

Если вы недовольны качеством услуг, то также имеете право на дополнительное обследование. Специалисты страховой компании абсолютно бесплатно проводят исследования и дают свои заключения. Наталья Витальевна вспоминает, что был случай, когда человек обратился с претензией на некачественно поставленную пломбу. Так вот ему зуб рассверлили, осмотрели и отреставрировали.

Процент решения подобных дел в пользу пациента весьма велик. По статистике общественного фонда, в 2008 году поступило около 70 тысяч обращений граждан в страховые организации и республиканский ФОМС. Все обращения разрешены, пациентам выплачено почти 30 миллионов рублей. Удовлетворены 440 из 613 исков с материальным возмещением 9,5 миллиона рублей.

Да, прожить без помощи врачей человек в современном мире не может, но и играть только по их правилам становится просто неразумно. Молчание и терпение здесь означает поддержку и вклад в дальнейшее развитие вышеназванных проблем, с которыми скоро вплотную столкнутся наши дети и внуки, считают представители фонда.

Что делать? Знать свои права и учиться защищать их. Пациент – прежде всего потребитель, и он имеет право на качественное обслуживание и лечение.

Фото: Фото с сайта Sibdepo.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем